Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

*

Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.

городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрус­ков, их представлениях о мире и богах, об их ис­кусстве и уровне развития ремесла, широких тор­говых связях с народами Средиземноморья. Сло­вом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё антич­ные писатели. Греческий историк Геродот утверж­дал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Ли­дии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возра­жая ему, доказывал, что этруски — один из мест­ных италийских народов. В труде римского истори­ка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, на­чатый в древности, продолжают современные ис­следователи.

На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предпо­ложение, что этруски не принадлежали к корен­ному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая го­родская культура, далеко обогнавшая в своём раз­витии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.

Этрурия, однако, не являлась единым государ­ством, а представляла собой союз 12 самостоятель­ных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Го­рода, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где

151

 

 

Золотая этрусская пластина с текстом.

500 г. до н. э.

Рим.

Этрусская ваза

(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.

раз в год собирались представители городов и устра­ивали торжественные игры в честь почитаемого бо­жества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исклю­чительно собственными интересами. Когда же тре­бовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.

Политическая история этрусских городов-госу­дарств совершенно неизвестна, и разговоры о сис­теме управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не бо­лее чем предположения, зыбкие и неясные. Древ­нейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей эт­русской династии в Риме, была близка к монар­хической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной то­пор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, рас­шитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр