Предыдущая Следующая
После
смерти Одзина почти три года шла борьба за власть.
Старший сын царя был убит, младший покончил жизнь самоубийством. Трон достался
среднему — Нинтоку (313—399 гг.). То, что увидел
новый царь вокруг себя, поразило его: войны, междуусобицы
знати оборачивались бедами и нищетой для населения страны. Японские летописи
донесли до нас слова Нинтоку: «Мы взошли на высокую
башню и взглянули окрест, но нигде с земли не поднималось дыма. Из этого мы
заключили, что народ беден и в домах никто не варит риса». После этого Нинтоку списал недоимки, на три года отказался от
получения земельного налога. Сам стал ходить в старой одежде и поношенной
обуви. Во дворце его, говорится в хвалебной оде в честь царя, в дождь
переходили из одной комнаты в другую, так как протекала крыша.
Хозяйственное
состояние страны не было безразлично царю.
Природные
условия, пригодные для возделывания злаков, и богатое рыбой море обусловили основные
занятия жителей страны Ямато — земледелие и
рыболовство. По преданию, земледелие было делом нелёгким. Удобной для обработки
земли было мало. Освоение горных участков требовало больших усилий. С
распространением железных орудий почву стали обрабатывать кирками, мотыгами, лопатами.
Вошла в обиход соха с бычьей тягой. Выращивание риса, ставшего излюбленной
пищей населения Ямато, требовало создания поливных
полей, каналов, плотин, водохранилищ — проведения обширных гидротехнических
работ.
С именем
царя Юряку (457—479 гг.) связаны особые заботы о
развитии шелководства. По преданию, он будто бы собрал расселившихся в разных
местах людей рода Хата, умевших получать шёлковые нити, и поселил их вместе,
приказав заниматься шелководством и ткать шёлковые ткани. В 472 г. вышли указы
о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписывалось
вновь расселить людей рода Хата по различным местам, чтобы они могли обучить
большее количество крестьян шелкоделию.
За годы
правления царей Нинтоку и Юряку
хозяйство страны окрепло, народ стал жить лучше. Цари получили такую большую
власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однако
постепенно в царском семействе начались разлады. Они вдохновили Матори, члена семейства Хэгури,
захватить трон у десятилетнего царя Бурэцу (499— 506
гг.). Но против Матори выступила военная знать, и род
Хэгури был истреблён.
В VI в. значение царской власти падает, вновь
верховодят влиятельные старейшины родов. Беспредел и распри царят в Ямато. Им пришёл конец после решающих сражений домов Мононобэ и Сога. Воинов Мононобэ возглавлял родоначальник Мория,
воинов Сога — шестнадцатилетний царевич Сётоку-тайси. В решающем сражении Мория
был убит, погибли многие его родственники и сторонники, а оставшихся в живых
обратили в рабство. Их имущество перешло в казну.
Как гласит
предание, во время битвы голову Сётоку-тайси украшал
шлем с изображением четырёх царей — стражей мира, которые защищают мир и людей
от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и
защитников, японцы познакомились впервые в 552 г., когда король корейского
государства Пэкче прислал в Ямато
статую Будды, отлитую из золота. Его сопровождали буддийские монахи. С новой
религией первоначально познакомился царский двор. Сётоку-тайси
был приверженцем буддизма и всеми силами содействовал его распространению в
стране, надеясь с его помощью стать вершителем судеб народа.
Предыдущая Следующая