Предыдущая Следующая
*
вопрос о
возобновлении войны. Многие горожане, недовольные запретом, не решались открыто
выступить против него. Тогда Солон, чтобы поднять боевой дух афинян, выбежал,
притворившись сумасшедшим, на площадь и пропел стихи, в которых призывал к
захвату Саламина. Стихи произвели на граждан Афин
столь сильное впечатление, что они тут же решили начать войну с мегарянами и назначили Солона военачальником. Остров был
отвоёван, а Солон приобрёл значительный политический авторитет. Нет ничего
странного в том, что выступление сумасшедшего его соотечественники восприняли
всерьёз: сумасшествие, считали древние, — от богов. И в данном случае боги
через Солона выразили свою волю.
Действия
Солона характеризуют его как человека рационального. Постоянно обращаясь к
авторитету богов, в делах житейских он предпочитал руководствоваться здравым
смыслом. Доказывая исконную принадлежность Саламина
Афинам, Солон не побоялся вскрыть на острове несколько могил и показать мегарянам, что мёртвые захоронены по обычаю афинян. Более
того, он пошёл на откровенный подлог: пользуясь авторитетностью в Греции
стихов Гомера, вставил в один из них строку, доказывавшую давнюю связь Саламина с Афинами. Подобные хитрости тогда пороком не
считались — напротив, они создавали человеку репутацию умного и тонкого
политика. Солона стали приглашать посредником в спорах между знатными афинскими
родами. Уважение и известность во всей Греции принесло ему выступление в защиту
дельфийского храма бога Аполлона, землю которого захватили жители города Кирры.
Несомненно,
политические взгляды Солона сформировались и были хорошо известны в афинском
обществе к 594 г. до н. э. Именно тогда он был избран первым архонтом — высшим
должностным лицом в Афинах, с широкими полномочиями эсемента
(посредника). К этому времени противоречия между народом и знатью достигли
предела, но у враждующих сторон хватило благоразумия обратиться к Солону с
просьбой о проведении необходимых реформ. Солон не без колебаний приступил к
преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам
будучи аристократом, укрепит её позиции. Демос, считая Солона человеком
справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения
всех в правах. Солон же не собирался делать ни того, ни другого. Претензии
знати он считал чрезмерными и укорял её в своих стихах: «Вы же в груди у себя
успокойте могучее сердце: Много досталось вам благ — ими пресытились вы, Меру
поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчиняться, а вам будет не по
сердцу всё». Неприемлема была для Солона и идея всеобщего имущественного и
политического равенства, которую он ставил в один ряд с ненавистной тиранией:
«...Мне равно не по душе силой править тирании, как и в пажитях родных Дать
худым и благородным долю равную иметь».
По
убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые
при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основу проводимых
им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные — равноправные
члены единого гражданского общества. Ради единства и процветания общества
необходимы взаимные уступки, компромиссы. О своей роли Солон сказал в стихах:
«Встал я, могучим щитом тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал
неправо других». Для последовательного проведения в жизнь подобного намерения
требовались мужество и сильная воля.
Предыдущая Следующая