Предыдущая Следующая
Какой же
вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое
повествование о походе против Трои? Какая-то связь
между ними
прослеживается, но очень неясная, поскольку точных совпадений нет. Видимо, в
устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино
события разных времён: неудавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район
Троады (это прослеживается через трагические судьбы
героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион
и Троя в результате нашествия так называемых «народов моря», которое потрясло
весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.
СОЛОН. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В АНТИЧНОСТИ
Солон, сын Эксекестида, вошёл в историю Древней Греции как великий
реформатор, основатель полисной демократии Афин. Среди своих современников и у
последующих поколений эллинов он пользовался славой великого поэта и мудреца.
Происходил Солон из очень древнего царского рода Кодридов.
По преданию, Кодр — последний царь Афин, пожертвовавший жизнью ради спасения
родного города. Он был похоронен на Акрополе, и благодарные афиняне чтили его
как героя.
По
имущественному положению Солон относился к людям среднего достатка. Его отец
всё состояние истратил на помощь нуждающимся, и Солон в молодости приложил
немало усилий, чтобы разбогатеть: бедность не была в почёте, а страсть к
богатству считалась естественной. В своих стихах Солон открыто признаётся, что
хочет быть богатым, оговариваясь, правда, что его привлекает лишь честно
нажитое: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством:
позднее час для расплаты придёт». Он подчёркивает, что честь и доброе имя ему
дороже богатства: «Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет. Мы же не будем
менять доблесть на денег мешок».
Большинство
аристократов — современников Солона богатели, занимаясь ростовщичеством и обращая
в рабство своих должников. Солон считал такой способ несправедливым и обратился
к морской торговле. Он стал купцом и путешественником. Дальние страны манили
молодого аристократа, очевидно, не только возможностью нажить состояние. Его
живой и любознательный ум жаждал знаний и ярких впечатлений. Даже в преклонном
возрасте он не потерял интереса к новым знаниям: «Стар становлюсь, но всегда
многому всюду учусь».
Солон жил в
трудное время. Отмирал прежний порядок, основанный на господстве родовой знати,
демос (народ) поднимался на борьбу против аристократии. Незнатные, но
зажиточные горожане счи-
тали
несправедливым безраздельное господство аристократии в судах и управлении.
Ломка традиционных устоев жизни болезненно отзывалась в сознании людей.
Тяжело было жить крестьянину, попавшему в долговую кабалу и потерявшему веру в
справедливость сильных. С безысходной тоской смотрели на жизнь аристократы —
проклиная, призывая кары небесные на головы «своемыслящей
черни», не видя ничего хорошего в будущем. Мегарский
поэт-аристократ Феогнид, изгнанный из родного
города, уверял: «Лучшая доля для смертных — на свет никогда не родиться. И
никогда не видать яркого солнца лучей».
Предыдущая Следующая