Предыдущая Следующая
Римляне
продвинулись на один шаг дальше греков: эллины оказались как бы прикованы к
полису, даровавшему им свободу; римляне же, сохранившие древнюю «фамилию»,
сохранили тем самым и возможность переустройства своей политической жизни,
поиска нового, созвучного времени политического строя. По мере того как
республиканский Рим утрачивал свой прежний облик, его реальные черты стирались
и затуманивались, а подлинная история города превращалась в священное
предание, в миф. Этот миф о «вечном городе», которому боги с самого начала
даровали господство над миром, сыграл исключительную роль в становлении Римской
империи. Римские историки постоянно заботились о том, чтобы оправдать современность
указанием на её прямую связь с идеальным прошлым. Похоже, что эта связь была
далеко не такой очевидной, как хотелось бы самим римлянам...
Все эти
черты римского характера и особенности римской истории сделали жителей города
на семи холмах и прилежными учениками эллинов, и их яростными критиками, и, в
конце концов, их победителями и наследниками. Рим не смог избежать очарования
греческой культуры: самые знатные аристократы платили огромные деньги знаменитым
учителям-грекам, чтобы свободно цитировать в обществе Гомера и Аристофана,
отпускали бороды на греческий манер, давали греческие имена своим подружкам. В
то же время поборники древней чистоты нравов критически смотрели на распространение
в «вечном городе» греческих мод, обычаев и идей. Многие из этих идей вообще не
укладывались в сознании римлян; к примеру, прославление «сильной личности», не
подчиняющейся законам общества, шло совершенно вразрез с римскими
представлениями о преобладании «общественной пользы» над интересами отдельного
гражданина. Большие сомнения у римлян вызывало и жалкое состояние современной
им Греции II—I вв. до н. э., давно миновавшей пик своей истории, классическую эпоху (V—IV вв. до н. э.). Можно ли было научиться чему-либо
хорошему у народа, так легко опустившегося до положения рабов? Римлянин не знал большего позора, чем жизнь с душой
раба. Цицерон писал, что все народы могут терпеть рабство, т.к. избегают
трудов и горестей и готовы перенести всё, лишь бы их не испытывать. Только
римляне не могут терпеть рабство, ибо со времён предков всё подчиняли чести и
достоинству.
И всё же
увядающая ветвь Эллады была привита молодому и здоровому римскому дичку. Опыт
эллинской культуры оказался слишком соблазнительным для римлян, и искушение
перевесило традиционную римскую осмотрительность. Дело в том, что греческое
«исследование Космоса» было понято в Риме как возможность установления
господства над миром. Практичные потомки Ромула полагали, что умение «видеть»
мир в истинном свете, свойственное хитроумным грекам, должно быть употреблено
с пользой; эллины же без дела расточают свой магический талант в словопрениях
бездомных и нищих философов, в изобретении никому не нужных механических
игрушек и красноречии наёмных поэтов и адвокатов. Римский историк Тит Ливий назвал греков «легкомысленными»; это была не простая
оценка, но приговор, который Рим намеревался привести в исполнение.
Предыдущая Следующая