ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ
Говорят,
есть прекрасная страна, окружённая со всех сторон голубыми горами. Почему бы
не пойти туда? — обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание
как согласие, Иваро решительно добавил: — Пойдём туда».
Так,
согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с острова
Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправился в
путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское
море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они
поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного
ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.
Однако
Иваро как врага встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих
местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно
упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро
пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими
соплеменниками вернулся туда.
Поселившись
на новом месте, Иваро, как гласит легенда, первым делом выстроил святилище для
хранения трёх волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового
ожерелья. Согласно поверьям, их передала как знаки власти своему внуку — богу
Ниниги — богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить
себя к наследникам богов и считать свою власть божественной. Своими
завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного союза
под главенством вождей, а позднее царей — тэнно. Иваро, как сообщают японские
летописи, правил с 660 по 585 г. до н. э. После смерти его нарекли
«Дзимму-тэнно» — «Небесный» или «Божественный царь».
Начиная с
Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Вначале
царь
мало
отличался по своему положению от главы господствующего рода или вождя племени,
но постепенно его власть распространилась и на остальных вождей Ямато. С
увеличением числа членов царского рода становится обычаем наделять их землёй.
Важные
преобразования в стране связаны с деятельностью царя Судзина (97—30 гг. до н.
э.). Он, как свидетельствуют японские летописи, впервые ввёл налоги двух видов.
Мужчины должны были посылать царю добычу своих «лука и стрел», т.е. добытое ими
на охоте, а женщины — «изделия рук», т.е. ткани. Судзин вёл войны с неподвластными
ему инородцами. По четырём направлениям от Ямато он послал военачальников с
наказом: «Если найдутся люди, не признающие наших велений, взять войска и
повергнуть этих людей наземь».
Своим
именем — а оно переводится как «Он, который почитает богов», — Судзин обязан
тому, что был не только царём, но и верховным жрецом Ямато.
В стране
бытовал обычай хоронить вместе с царём или членами царского рода живых людей.
Предание гласит, что царь Суйнин, сменивший на престоле Судзина, был потрясён
зрелищем закапывания людей в землю. Он сказал своим советникам: «Жаль
заставлять тех, кто любил кого-нибудь при его жизни, следовать за ним и после
его смерти. Хотя это и старый обычай, но зачем соблюдать его, если он плохой?
Подумайте, как приостановить следование за умершим?» Надоумил находчивый глава
гончаров Номи-но-сукунэ. Он предложил заменять живых людей их глиняными
изображениями. Идея пришлась царю по вкусу, так и стали делать.
Главная Следующая