Предыдущая Следующая
Эта
сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра
Македонского (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»). Его войско перешло через
Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во
главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и
Гефестиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов
ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался
воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.
Наряду с
царём Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного
государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное
превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой. В 326 г. до н. э.
произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая
кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались,
как подобает обращаться с царём. Александр, восхищённый его мужеством, не
только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.
Александру
не удалось завоевать всю Индию. На завоёванных территориях он оставил
наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г.
до н. э.,
то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского. Соприкосновение
двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние
греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской
скульптуры.
Во II в. до н. э. Индия распалась на множество
государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян,
скифов и других кочевников.
Индийская
история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернёмся немного
назад. В 268 г. до н. э. индийский престол занял могущественный правитель
династии Маурьев Ашока («Лишённый печали»). Он установил дипломатические и
торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало
одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и
даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего
правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного
индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые
преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять
свою власть.
Однако
наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы
людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или
уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь
мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.
Ашока,
беспощадный когда-то, в другом эдикте наставляет: «И если кто причинит вред,
Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно».
Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем
буддизма, религии, возникшей в Индии в VI в. до н. э., и стал следовать её правилам.
Предыдущая Следующая