Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Культ Бога Яхве становится для иудеев симво­лом национального единства, а восстановление на­циональной самостоятельности неразрывно связы­вается с восстановлением храма Яхве в Иерусали­ме. Поэтому после того, как Кир II разрешил евре­ям вернуться на родину, священники иерусалим­ского храма стали высшей религиозной и полити­ческой властью Иудеи.

Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная ожесточённая борьба за независи­мость. После завоевания Иранской державы Алек­сандром Македонским Иудея вошла в состав его го­сударства, а затем попеременно становилась добы­чей то птолемеевского Египта, то правителей дер­жавы Селевкидов.

Внутренняя жизнь Иудеи IIIII вв. до н. э. от­личалась большим напряжением. Находясь под уп­равлением эллинов, она подвергалась сильному влиянию греческой культуры. Различные слои об­щества Иудеи относились к этому по-разному. Ост­ро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ сохранять свою обособленность, строго соблюдая «завет», или стать открытым для восприятия элли­низма. В 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV под угрозой смертной казни запретил выпол­нять законы Яхве. Это послужило толчком к на­чалу Маккавейской войны (167—142 гг. до н. э.). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода Хасмонеев и его сыновья. Война, получившая

Пророки.

70

 

 

название по прозвищу одного из его сыновей, Иуды Маккавея, закончилась обретением независимости. Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.), казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в состав государства всю Палестину, и оно стало приобре­тать черты эллинистической монархии. Победа ук­репила в иудеях веру в действенность договора с Яхве, в их «избранность». Но изменения в экономи­ческой и политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые открыли бы воз­можности для диалога с окружающим миром.

Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры и государственности, ис­текло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпей. После трёх­месячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе.

Вхождение в состав Римской империи не изме­нило характера борьбы между различными группи­ровками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Выс­шее духовенство и крупные землевладельцы соста­вили «партию» саддукеев, выступавшую за сотруд­ничество с римскими властями и против чересчур мелочного соблюдения «завета». Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполне­ния воли Бога, но недостаточно последовательно бо­ролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» ста­ло синонимом лицемера).

В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распростране­ние вера в скорое пришествие избавителя, мессии, посланника Бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сы­гравшие большую роль в возникновении христиан­ства. Зелотов римляне называли «сикариями» (убийцами), т.к. те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне (66— 70 гг. н. э.).


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр