Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Постоянно складываются традиции хранения всевозможных доку­ментов, образуются их архивы, являющиеся в настоящее время важнейшим источником исторических сведений. Постепенно соз­даются библиотеки, играющие огромную роль в прогрессе историче­ской науки и являющиеся гордостью владеющих ими стран. И вот из земных пластов, из архивных папок, с библиотечных полок трудом историков извлекаются и строятся в свою временную после­довательность трудовые свершения и войны, переселения народов, возникают из небытия их участники, составляя содержание истори­ческого процесса.

В чём же его смысл? Обнаружить его, понять, почему история идёт именно таким путём, — на эти вопросы по-разному пытались отве­тить мыслители прошлого.

Например, в средневековье господствовало понимание хода истории как проявления воли Бога, как осуществления заранее предусмот­ренного божественного плана спасения человека. Понимание исто­рии как пути человека в Царство Божие было подробно развито в V в. н. э. монахом Августином Блаженным. Люди, по Августину, — лишь актёры драмы, автором которой является Бог. Августин про­тивопоставил «град земной», т.е. государственность, которая основа­на на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», — «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Учение Августина оказало влияние на некоторые более поздние воззрения на историю. В борьбе с подобными представлениями в эпоху Возрождения скла­дываются учения, стремящиеся вскрыть цели, движущие силы и смысл исторического процесса. Часто они продолжали считать силу, управляющую историей, внеисторической, стоящей над её собы­тиями.

В XIX в. Гегель заявил, что история — единственный закономерный процесс, в котором каждая эпоха — ступень в общем развитии человечества. Этот процесс — лишь бесконечное саморазвёртывание Высшего разума, Абсолютного духа.

Учёные XX в. считают, что люди сами творят свою историю, будучи одновременно и актёрами исторической драмы, и её авторами. Но они подчиняются объективным условиям, строя свою деятельность на основе достижений предшествующих поколений, с использова­нием их опыта. И чем глубже осознаётся опыт прошедшего, тем плодотворнее движение вперёд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими­тивным бытом, поэтому они и называются пер­вичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собиратель­ством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр