Предыдущая Следующая
Швеция.
II тыс. до н. э.
Мегалитическая
гробница.
Португалия.
Ill тыс. до н. э.
Стоунхендж.
Англия.
II тыс. до н. э.
питания,
чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям
значительную часть своего времени посвящать ремеслу — изготовлению каменных и
металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного
они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или
что-либо другое, необходимое им.
Были в
селениях и люди, которые играли роль руководителей, — старшие по возрасту,
опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали,
когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели
собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою
деятельность на общую пользу.
Но
постепенно руководство жизнью общества
становилось
всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших
коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные
сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В
других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали
мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости
работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам
увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего
рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для
помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними
общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла
собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами
питания ремесленников, работавших на общину.
Чтобы
распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и
опытные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних руководителей появились новые
заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим
хозяйством. И они стали получать часть произведённых всеми продуктов. Это было
справедливо, ведь они трудились на общую пользу.
Люди той
поры не были такими рационалистами, как мы. Соображения прибыли и пользы не
могли заставить их работать больше, чем это необходимо для поддержания своего
существования. Некая сила — воля предков или духов, с которыми связывала свою
жизнь община, — должна была заставить их поступать так, как призывали предводители.
Мы помним, что люди не считали себя независимыми от природы, которая
рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а
от имени этих предков и духов действовали предводители. Они должны были угадывать
волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е.
обладать знаниями жрецов.
Итак,
руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей
человеком или несколькими людьми, среди которых были люди, наделённые особыми
способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их
власть держалась на авторитете.
Предыдущая Следующая