Предыдущая Следующая
Были и
другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды,
можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им
гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно
сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то,
чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными,
схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего
мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились
передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём
вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и
струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие
изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о
том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и,
естественно, к людям.
В орнаментах
стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно,
что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно
связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а
также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «светить» и т.д. Но это
было позже, а пока знаки,
образующие орнамент, имели
разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать
плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных
групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.
УПОРЯДОЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОБЩИНЫ
Хозяйство
земледельцев и скотоводов требовало более пристальных, чем прежде, наблюдений
за течением времени. Теперь люди не просто приспосабливались к природным изменениям,
они научились планировать сельскохозяйственные работы на год вперёд,
предвидеть, хватит ли запасов до нового урожая. Для этого наблюдали за
небесными светилами, в первую очередь за Солнцем и Луной. В их движении
открыли признаки упорядоченности. Год стали делить на
несколько частей, сезонов. Знание лунных месяцев перешло от предков —
охотников.
Вся жизнь
людей стала более упорядоченной. В определённое время сеяли, жали, засыпали
зерно в хранилища, строили дома, лепили сосуды, обменивались своими изделиями
с соседями. Многие обряды тоже стали регулярными, их проводили из года в год в
одни и те же дни.
Особое
значение стали приобретать границы между сезонами, а также начало года, которое
приходилось на весну или осень. Начало года во временном цикле занимало такое
же центральное место, как и средняя, центральная точка в пространстве мира.
Уже позже сложатся представления о том, что мир сотворён когда-то, в начале
времён, которое отождествляли с началом года, и произошло это в священном
центре, на первоначальной горе или в «пупе Земли», где действовали боги-творцы.
Особенности
нового восприятия людьми мира особенно хорошо известны по культуре древних
земледельцев и скотоводов Востока. Восстановить, реконструировать их
представления помогают не только археологические находки, но и довольно хорошо
известная культура их потомков. Эти потомки уже создали первые государства,
они имели письменность и оставили тексты своих легенд, сказаний, религиозных
сочинений. Культура Древнего Египта, Шумера, Элама, Ирана, Индии, Китая возникла
на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
Предыдущая Следующая