Предыдущая Следующая
Обмен в то
время стал особой формой общения (денег тогда ещё не было). Те, кто участвовал
в нём, получали не просто материальную выгоду: обмениваясь нужными вещами или
сырьём, люди заключали дружеские союзы между целыми селениями, договаривались
о совместных действиях против общих врагов, заключали браки. Такие сделки
сопровождались пиршествами, которые как бы закрепляли договоры. Совместная
трапеза ещё в первобытные времена стала знаком общности интересов людей, их
хороших намерений, обрядом, который гарантировал мир и благополучие.
Представления
людей нового каменного века о природе стали более содержательными и разнообразными.
Очень много узнали они о свойствах растений и повадках животных, что позволило
не только приручить их, но и выводить более продуктивные разновидности.
Расширялись познания о свойствах минералов. В эту эпоху впервые начали
обрабатывать самородную медь. Однако выплавлять металл ещё не научились.
Наблюдения
за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных,
людей, растений давно позволили уловить связь между этими явлениями. Теперь на
эту связь стали обращать ещё большее внимание,
были
разноцветными — красными, жёлтыми, коричневыми; одна корова была даже голубой.
Обитатели селения явно хорошо знали свойства минералов, из которых делали
краски.
На
стенах, краях глиняных лежанок и столбиках укрепляли обмазанные глиной и
раскрашенные черепа диких быков с огромными рогами, баранов, коз. Вероятно, их
добывали на коллективной охоте, подобной той, сцены которой изображали на
стенах. В верхней части стен иногда укрепляли огромные рельефные фигуры женщин
в позе рожениц, наверное, изображения прародительниц.
Всё
это убранство, конечно, предназначалось для обрядов. Для них же из камня делали
фигурки женщин разного возраста, мужчин, мальчиков, животных. Особенно интересна
глиняная фигурка сидящей женщины, по бокам которой стоят леопарды.
В
домах найдено много погребений людей. Их делали под лежанками и полами домов.
В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с женщинами
— косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шкурах леопардов,
которые застёгивали костяными застёжками. Такими их рисовали и в сценах
охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких
скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов.
На некоторых останках видны следы зелёной краски.
Обитатели
Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из глины. Они появились лишь в
конце существования поселения, но деревянная посуде была очень разнообразна
по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для
еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулканического стекла — обсидиана, залежи
которого находится неподалёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и
скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах,
жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали
несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром,
«материнским» поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в
нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены
скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством защиты людей.
Предыдущая Следующая