Предыдущая Следующая
Начал
европеизацию Мустафа Кемаль с небольшой, но очень характерной вещи. Он
ополчился на феску — головной убор, ставший к тому времени символом турок и в
какой-то мере мусульман вообще. Сначала он отменил феску в армии, затем сам
появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Кемаль объявил ношение
фески преступлением. Конечно, дело было не столько в безобидном головном
уборе, сколько в борьбе со старыми обычаями. По стране в связи с этим запретом
прокатилась волна беспорядков. Они были подавлены, а их участники жестоко
наказаны.
Следующим
шагом турецкого президента было то, что он распустил все мусульманские
монастыри и религиозные ордена и конфисковал в пользу государства их
имущество. Традиционно уважаемым в народе и влиятельным дервишам (нищенствующим
мусульманским монахам) было сказано, что они должны трудиться и зарабатывать
себе на жизнь. Им запрещалось носить особую одежду.
Вместо
закрытых властями мусульманских школ были созданы государственные светские учебные
заведения, где преподавание религии запрещалось. Серьёзные изменения произошли
в области права. До Кемаля законы Турции опирались на догматы Корана,
называемые шариатом. Теперь были введены швейцарский гражданский кодекс, итальянский
уголовный кодекс и германский коммерческий кодекс. Изменены были положения
частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Было запрещено
многожёнство.
Кемаль-паша
придавал очень важное значение раскрепощению женщин. Он сделал всё возможное,
чтобы турчанки лишились чадры (покрывала, в которое женщины мусульманского
Востока при выходе из дома закутываются с головы до ног, оставляя лишь
просвет для глаз), и добился успеха. Символом приобщения народа вообще и
женщин в частности к западной цивилизации он считал европейские танцы,
которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились
женщины-учителя, врачи, юристы и прочие. В 1934 г. турецкие женщины получили
избирательные права, что было неслыханным для восточной страны делом.
Небольшим
изменением, но важным показателем новой позиции турецких руководителей было
неодобрение традиционного приветствия «салам». Кемаль ясно заявил, что
рукопожатие — более современная форма приветствия, которой в будущем следовало
бы пользоваться.
Затем
пожизненный президент перешёл в наступление на турецкий язык, или, точнее, на
те его элементы, которые он считал иностранными. Турки пользовались арабским
письмом, а Кемаль считал его и трудным, и чужеземным. Воспользовавшись
советским
опытом перевода письменности народов Средней Азии на латинский алфавит,
турецкие специалисты применили ту же систему к своему языку. Сам Кемаль-паша
развернул энергичную кампанию за её введение. После нескольких лет пропаганды
законом был установлен срок, после которого запрещалось пользоваться арабским
письмом и вместо него вводился латинский алфавит. Всем в возрасте от 16 до 40
лет надлежало посещать школы для изучения латинского письма. Чиновники, не
знающие его, увольнялись. Заключённых, отбывших сроки наказания, не выпускали
из тюрем, если они не умели читать и писать по-новому. Конечно, такие меры,
такую резкую ломку традиций можно было проводить в жизнь только благодаря
громадной личной популярности диктатора. Вряд ли нашлось бы много правителей,
которые осмелились бы так вмешиваться в жизнь людей.
Предыдущая Следующая