Предыдущая Следующая
К
середине XX в. расизм на юге демократической Америки не собирался сдавать свои
позиции — можно отменить рабство, но вековые предрассудки так легко не умирают.
До сих пор кинотеатры, автобусы, кафе, школы оставались сегрегированы, т. е.
были разделены на места для негров и места для белых, к которым неграм нельзя
было даже приближаться. Каждую минуту в лицо им летели слова «ниггер», «чёрная
обезьяна». Гордость американской демократии — суды присяжных — состояли только
из белых и всегда принимали их сторону.
Юридической
возможности защититься от оскорблений у чернокожего населения не было. А за
одного белого, избитого неграми в драке, ку-клукс-клановцы без суда вешали
несколько чёрных, и общество это поддерживало.
1
декабря 19SS г. в городе Монтгомери в одном из автобусов молодая негритянка отказалась
выполнить требование сегрегации — уступить место вошедшему белому мужчине. Но
белые не должны были стоять, когда сидит хоть один негр, и по действующему закону
Роза Паркс оказалась в тюрьме.
Очень
быстро городок облетел призыв к бойкоту всех автобусов, и уже на следующий день
в них не было ни одного негра. Люди пешком пошли на работу, и в час пик
движение транспорта на одной из улиц оказалось почти парализованным.
Кампанию
протеста поддержали и в южных, и в северных штатах. Её участниками становились
и белые. Власти арестовывали людей «за бродяжничество», за «нарушение правил
движения», но каждый новый арест всё больше привлекал внимание общественности и
убеждал людей в их правоте.
Духовными
лидерами ненасильственного сопротивления стали баптистские священники-негры, и
среди них Мартин Лютер Кинг.
В
то время существовало много расистских террористических организаций как с той,
так и с другой стороны. Мартин Лютер Кинг обращался прежде всего к чёрным,
призывая оставить оружие, которое не поможет преодолеть вражду между людьми. Не
победить силой, а убедить белых — примером христианского поведения — в своём
праве на равенство.
Но,
используя ненасильственные действия как политический метод, он прежде всего
старался смягчить ожесточённые души людей. Одной из заповедей организованной им
«Конференции христианского руководства» была заповедь: «Воздерживаться от
насилия кулака, языка и сердца».
Когда
расисты бросили в дом Кинга бомбу (чудом не пострадали его жена и маленький
ребёнок) и разъярённые негры едва не начали самосуд над полицейскими,
ле выхода
из которой он выдвигает конструктивную программу по созданию новой, независимой
Индии. Ганди и его соратники обучают крестьян грамоте, занимаются возрождением
традиционных ремёсел, создают кооперацию в посёлках. Символом движения
становится ручная прялка — возрождённое ручное ткачество давало индийцам
работу и позволяло бойкотировать английские ткани. Ганди уверен, что дух
свободы несовместим с жестокими предрассудками — сохранением сословия «неприкасаемых»
и враждой между индусами и мусульманами. Когда в городе Кохоте вспыхнула
индусско-мусульманская резня, Ганди объявил голодовку, которую проводил в доме
своего друга-мусульманина. Страх потерять Ганди остановил враждующих — в
стране наступило спокойствие.
Предыдущая Следующая