Предыдущая Следующая
Цыси
считала себя также высшим авторитетом во всех искусствах и науках, не исключая
медицины. Когда государыня заболевала (при её железном здоровье это случалось
редко), придворные врачи просто писали рецепты лекарств на отдельных листках и
подавали ей, а она сама выбирала из них «наилучшие». Цыси очень любила льстивые
разговоры о её красоте и человеческом обаянии, и хитрецы таким образом
достигали высокого положения при дворе. Правда, нужно сказать, что
императрица, по описаниям европейцев, действительно казалась моложе своих лет —
в пятьдесят ей нельзя было дать больше тридцати, в семьдесят лет она выглядела
сорокалетней.
Когда
Цыси впервые появилась при дворе, ей платили в год около 150 лянов (китайская
серебряная монета), т. е. 400 американских долларов. А накануне смерти её
ежегодные доходы
ственные
дела решались только с её ведома. Она принимала доклады чиновников, подписывала
бумаги и даже — неслыханное дело для Китая — высказывала своё мнение на
официальных приёмах. Когда в 1861 г. Сяньфэн умер, искушённая в интригах Цыси
сумела отодвинуть на второй план своих соперников и стать правительницей Китая
при малолетнем императоре.
Власть над
огромной страной с многомиллионным населением, казалось, должна была стать
тяжёлым испытанием для совсем ещё молодой женщины. Однако умная и решительная,
коварная и жестокая, корыстолюбивая и властная вдовствующая императрица на
протяжении без малого полувека так и не пожелала выпустить бразды правления из
своих рук. На троне сменяли друг друга императоры династии Цин — её сын Тунчжи
(1861—1865 гг.) и племянник Гуансюй (1875—1908 гг.), но страна знала, что на
деле именно Цыси — самый влиятельный человек в Пекине.
У
императрицы не было каких-либо идей, способных подправить ветшавший на глазах
государственный строй Китая, да она и не собиралась этого делать. Цыси была
уверена, что китайская цивилизация — высшее достижение мирового развития и
Цинской империи ни к чему перенимать порядки варварского Запада. Именно в эпоху
Цыси богатство цинского двора более всего поражало иностранцев. Они с упоением
описывали тысячи парадных платьев вдовствующей императрицы всех мыслимых и немыслимых
расцветок, изысканные блюда китайской кухни и т. д. Цыси обслуживали полторы
тысячи горничных, портных, сотни ювелиров и сапожников, десятки парикмахеров и
пр. Великолепие цинских дворцов должно было символизировать превосходство
китайской цивилизации над европейской. Единственное, что, по мнению
императрицы, нужно стране для благоденствия и двору для ещё большего
великолепия — это верность традициям, строгие порядки, спокойствие и контроль
чиновников над народом.
Годы
правления Цыси были, пожалуй, самыми бурными в новой истории Китая. Она пришла
к власти в момент, когда в самом центре страны существовало так называемое
«Небесное государство тайпинов». Долгое время правительственным войскам не
удавалось справиться с ним. Бедняков привлекали такие черты тайпинского
учения, как стремление к уравнительному разделу имущества и земли, призывы
бороться с маньчжурами. Тайпины пытались устроить жизнь в государстве на
началах военной общины. Каждые 25 семей составляли взвод, имевший общественную
кладовую, куда все обязывались сдавать излишки продуктов и денег. В войсках
соблюдалась строгая дисциплина, запрещалось пить вино, играть в азартные игры,
курить опиум. Фанатично преданные своему вождю Хун Сюцюаню, тайпинские воины
успешно сражались с правительственными армиями и даже угрожали столице империи
Пекину. Цыси прекрасно понимала, что само существование «Небесного государства»
представляет серьёзную угрозу для Цинской империи. На подавление движения
тайпинов были брошены наиболее боеспособные части, власти не брезговали
подкупом его вождей, использовали помощь западных стран. В 1864 г. государство
тайпинов было разгромлено, и лёгкость, с которой немногочисленные отряды
европейцев побеждали повстанцев, равно как и правительственные войска во время
второй «опиумной» войны (1856—1858 гг.), произвела впечатление на Цыси. Ведь
маньчжуры и китайцы обладали, как считалось на Востоке, главными слагаемыми
военного успеха — высоким боевым духом и совершенной, отработанной веками
тактикой ведения войны.
Предыдущая Следующая