Предыдущая Следующая
Марти
интересен и значителен не только в поэзии, но и в прозе, и в литературной
критике, и на ниве исторических исследований. И сколько ещё ярких работ было бы
написано им с его удивительной работоспособностью и творческим горением, если
бы не обречённость изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость
зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента ряда латиноамериканских
газет, то в качестве консула Уругвая, Парагвая и Аргентины в США; если бы,
наконец, говоря его словами, рука его с негодованием не отбрасывала перо, ибо
жаждала «оружия более действенного, задач более мужественных и трудных».
В начале
80-х гг. Хосе Марти вместе с Антонио Масео и Максимо Гомесом становится во
главе национально-освободительного движения. В это время верхушка кубинского
общества, обладавшая немалыми капиталами, боясь радикальной социальной ломки,
стремилась не к независимости, а только к автономии, в рамках которой она
надеялась осуществлять реформы экономического и политического характера.
Критикуя автономистов, Марти заявляет: «Человек, который зовёт в бой, неизмеримо
дороже человека, который лишь умоляет; права не вымаливаются, а берутся, их не
выпрашивают, а вырывают».
Такая
бескомпромиссная революционность приводит Марти к новой ссылке. И опять он
оказывается в Испании. Однако теперь он задерживается здесь ненадолго. Вскоре
начинаются его многолетние странствия по странам Центральной Америки и
Карибского бассейна. Он собирает средства и сплачивает живущих там кубинцев,
разрабатывает планы вооружённого восстания на Кубе. В 80-е гг. Марти подолгу
живёт в США. От его проницательного взора не ускользают намерения официального
Вашингтона подчинить своему влиянию латиноамериканские государства и прибрать
к рукам Кубу. Захватнические устремления великого северного соседа порождают у
Марти вопрос: «Объединятся ли в насущно необходимый, благословенный союз
древние,
неразрывно связанные между собой народы Америки?» Идеи о солидарности и
общности языка, религии, культуры и истории становятся главными аргументами в
пользу создания этого «союза», который Хосе Марти называет «Наша Америка».
В начале
90-х гг. подготовка патриотических сил Кубы к вооружённому восстанию вступила в
решающую фазу. С этой целью Марти основал в 1892 г. Кубинскую революционную
партию. Её ячейки действовали не только на самой Кубе, но и на
североамериканском полуострове Флорида, где проживало много кубинских рабочих-табачников.
Иллюстрацией к этому предельно насыщенному периоду в жизни Марти могут служить
его собственные слова: «Как я хотел бы оседлать молнию, чтобы повсюду
поспеть...»
Хосе Марти
стал организатором и главным идеологом второй войны за независимость
кубинского народа (1895—1898 гг.), начатой патриотами 24 февраля 1895 г. в
провинции Орьенте. Современники называли его наиболее радикальным революционером
своего времени, стремившимся прежде всего к тому, чтобы независимое
государство на Кубе «обеспечило бы своим сынам счастливую жизнь на протяжении
многих лет», как говорил сам Хосе Марти. Ради этого он боролся, ради этого
готов был умереть.
Предыдущая Следующая