Предыдущая Следующая
С 1790 г.
популярность Робеспьера в народе всё более возрастала. Его прозвали
«Неподкупным». 30 сентября 1791 г., в день закрытия работы Учредительного
собрания, парижский народ устроил Робеспьеру овацию.
Робеспьер
старался и в частной жизни быть вместе с небогатыми людьми. Он поселился в
доме столяра Дюпле, жил подчёркнуто скромно. В одной из небольших комнат этого
деревянного дома он прожил до конца своих дней.
Чтобы
понять деятельность Робеспьера в последующие полтора года — до июня 1792 г.,
важно ещё раз подчеркнуть его отношение к народу. По мнению Робеспьера,
движение народа священно, его воля — закон, хотя бы она нарушала все старые
законы. Поэтому Максимильен не отходил, как другие политики, от народного
движения, последовательно сметавшего короля, монархию, умеренных
республиканцев — жирондистов (см. ст. «Французская революция»), а шёл с ним в
ногу. Свержение монархии 10 августа 1792 г. он оправдывал тем, что до тех пор
«у народа не было законов, а только преступные капризы тиранов, опирающихся на
силу... Их преступления заставили народ ещё раз взять осуществление своих прав
в свои руки».
В сентябре
1792 г. в Париже собрался новоизбранный законодательный орган Франции — Конвент.
Здесь Робеспьер — лидер «Горы» — якобинского меньшинства в Конвенте. Конвент
обсуждал, какому наказанию подвергнуть бывшего короля. Робеспьер не колебался —
смерти. В своей речи он объяснил, что Конвент не выносит приговор, он только
приводит его в исполнение. Приговор вынес народ, когда решил, что Людовик —
мятежник и сверг его с престола.
Правящая
группа — жирондисты — упрекали якобинцев и Робеспьера в лести, заискивании
перед народом. Робеспьер по этому поводу восклицал: «Вы осмеливаетесь обвинять
меня в том, будто я хочу обмануть народ и льстить ему! Как я мог бы это
сделать? Ведь я не низкопоклонник, не трибун, не защитник народа; я сам народ!»
Жирондисты
обвиняли якобинцев и Робеспьера в разжигании смуты, требовали порядка и спокойствия.
Робеспьер отвечал им так: «Неужели вам нужна была революция без революции! Кто
может
точно
указать, где должен остановиться поток народного восстания после того, как
события развернулись?» Эти слова — грозное предупреждение. В июне 1793 г.
Конвент под напором вооружённых парижан исключил из своего состава вожаков жирондистов;
власть во Франции перешла к «Горе», и в первую очередь к Робеспьеру.
Итак,
Робеспьер у власти. Куда логика событий поведёт дальше этого человека? Понять
это можно, внимательно рассмотрев его взгляды, да и взгляды значительной части
французских революционеров вообще.
Робеспьер и
многие другие французские революционеры исходили из идеи о том, что по своей
природе человек добр и добродетелен. Тирания и деспотизм искажают его
естественный облик. Надо только устранить, снять силой эти наслоения, и
сущность человека проступит во всей своей красоте.
Этими
идеями и руководствовались Робеспьер и его сторонники в период своего
правления. В течение этого времени всё больший размах приобретали
политические казни — якобинский террор. Но было бы неправильно считать, что
планы этого террора Робеспьер готовил изначально. Когда в 1792 г. якобинец
Марат стал излагать Робеспьеру свои проекты массовых казней и народных
расправ, Робеспьер пришёл в ужас, побледнел и долго молчал. Террор стал для
Робеспьера лишь средством для достижения его идеала — всеобщей добродетели.
Робеспьер оправдывал казни, считая, что отдельные порочные люди не дают народу
жить по законам добродетели, как народ того желает. Значит, добродетельные
люди должны применить против них террор, который будет тем самым проявлением
добродетели.
Предыдущая Следующая