Предыдущая Следующая
Французское
Просвещение испытывало сильное влияние аристократической культуры. Это проявилось
в утончённости и изысканности литературных произведений, составивших его славу.
У аристократии просветители заимствовали и салонную форму общения. Атмосфера
избранности, царившая в салонах, усилила склонность французских просветителей
к отвлечённому теоретизированию.
Французское
Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в. Рене Декарта и Локка. Согласно
разработанному Декартом рационалистическому методу познания, истина должна
чётко и ясно усматриваться человеческим разумом. Немало последователей во
Франции нашло учение Локка об обществе и государстве.
Постоянные
конфликты с властями создали французским просветителям репутацию потрясателей
основ и радикалов. На самом деле в своих конституционных воззрениях многие из
них не шли дальше принципов английского Просвещения. Вслед за Локком идею
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал
Шарль Монтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций между
органами государственной власти, а за разделение властей как политических сил,
каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой. Монтескье
трудно признать радикалом ещё и потому, что он ощущал пределы, в которых только
и возможно изменить общество и государство. Он считал, что «дух законов» того
или иного народа определяется совокупностью объективных предпосылок: климатом,
характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа,
религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.
То же
касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Её
идеологическая жёсткость, не
допускавшая отступления от догматов вероучения, исключала возможность компромисса наподобие того,
какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии. В этих условиях
свойственное большинству просветителей признание факта Божественного творения
мира приобрело антицерковный оттенок, а критика религиозных догм, даже самая
умеренная, — ореол отчаянной смелости. Как известно, Вольтер, имея в виду церковь,
часто заканчивал свои письма к друзьям призывом: «Раздавите гадину!» Но тот же
Вольтер утверждал, что религия необходима как опора морали: «Вера в Бога,
вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также
прощающего небольшие проступки, является для человеческого рода самой полезной
верой».
Десятилетия
бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей. Среди них
усилилось стремление к переоценке ценностей, повлёкшее глубокое размежевание в
их рядах. Часть просветителей сохраняла надежды на сотрудничество с властями в
решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялась группа
экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» — природа и «кратос» —
власть), во главе которых стоял Франсуа Кенэ. Он считал, что земля есть
единственный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он
выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фермеров. «В
деревни следует привлекать не столько людей, сколько богатство» (т. е.
капитал), — подчёркивал Кенэ. Добивался он и реформы налоговой системы,
лежавшей тяжким бременем на производителях. Надежды на подъём сельского хозяйства
он связывал также со свободой внутренней и внешней торговли.
Предыдущая Следующая