Предыдущая Следующая
Мастера
средневековья знали множество способов улучшения боевых свойств оружия. Заклинание
или молитва, начертанные на клинке, мощи святого в навершии рукояти — лишь некоторые из них.
Магическое значение, например, имели изображения крестов, полумесяцев и
окружностей на клинках. Перед выступлением в поход рыцарь иногда относил свой
меч в церковь, и там он несколько дней, а то и месяцев лежал на алтаре, после
чего его кропили святой водой. Мечи посвящали Иисусу Христу и Деве Марии. «In
Nomine Domini» — «Во Имя Господа» — эту надпись на клинках
вырезали очень часто. Каждый удар, наносившийся таким клинком, наносился во Имя
Господа. Мог ли быть неточным, неудачным такой удар?
Некоторые
мечи средневековья известны нам под именами собственными. Давая оружию имя,
надеялись, что оно повлияет на боевые качества клинка. Жуайез — «Радостный» — так, по средневековым преданиям, звали меч Карла Великого.
Но
время шло — и всё меньше оставалось подлинной рыцарской романтики, пусть
грубоватой, но искренней. Утончённость и усложнённость рыцарских обычаев XV—XVI
столетий — это попытка яркой мишурой
прикрыть внутреннюю пустоту. Рыцари продолжали давать торжественные обеты —
но мало кто их уже выполнял. Оставались на клинках
надписи и рисунки — но никто уже не
воспринимал их как магические.
И
всё же магия не уходит. Странно на первый взгляд, но объектом её становится в
это время оружие огнестрельное. Странно потому, что само рождение его стало
возможным лишь в результате научного вторжения в тайны природы. Всё, однако,
математик
Тарталья, занимаются расчётами траекторий полёта снарядов, дают рекомендации
мастерам-литейщикам. Пушек в Европе очень много, и применяются они уже не
только при штурмах и защите городов, но и в полевых сражениях. Около двух с
половиной тысяч таких орудий находилось на кораблях «Непобедимой армады»,
брошенной в 1588 г. испанским королём на завоевание Англии и бесславно
погибшей, так и не достигнув её берегов.
Бронзовые
артиллерийские орудия XVI—XVII вв. были очень красивы. Сверкающие полированные поверхности, рельефные
и резные надписи с именами мастеров и заказчиков, гербы европейских государей,
пышный растительный орнамент, изображения героев и фантастических животных —
таковы пушки и мортиры этого времени. Это подлинные шедевры литейного
мастерства и искусства, а их создатели — настоящие художники. Знаменитый
пушечный мастер Лёфлер, например, — целая эпоха в истории художественного
литья. Многие европейские монархи заказывали ему эти грозные произведения
искусства. В конце концов Лёфлер стал одним из богатейших людей и даже ссужал
деньгами своих коронованных клиентов.
Средства
транспортировки орудий также изменились. Бомбарду, ядра и порох к ней
перевозили на нескольких специальных повозках. На них везли и деревянные брусья,
чтобы укладывать орудие на позиции, щиты для прикрытия ствола и прислуги во
время заряжания. Орудия поменьше тоже имели отдельные средства транспортировки
и подставки для стрельбы. Всё это хозяйство было тяжёлым и неуклюжим. Большим
облегчением стало появление лафетов — обычно деревянных двухколёсных станков с
массивными станинами, между которыми на специальных опорах — подушках —
укладывали орудия. Задние концы станин во время стрельбы упирались в землю и
поглощали отдачу при выстреле. Транспортировались они на специальных
двухколёсных повозках — передках.
Предыдущая Следующая