Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери: «Приблизительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооружённых лиц. Они поставили сторожевых у всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломились в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фабриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились».

Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих против меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооружённую стражу. Я никогда не отваживался выйти из дома ночью, а если это случалось днём, то всегда брал с собой заряженные пистолеты».

*

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Промышленный переворот, т. е. переход про­мышленности от мануфактурной стадии к фабричной, произошёл в Англии в 60— 80-е гг. XVIII в. Место мануфактуры заняла фабри­ка. Появились новые станки, позволяющие нам­ного увеличить производительность, началось ак­тивное использование водяной и паровой энергии. Всё это сделало невозможным работу на дому, в сельской местности, в небольших мастерских. Рабо­чие стали трудиться на фабриках, постепенно пре­вращаясь в промышленный пролетариат.

Англия очень скоро стала первой промышлен­ной страной мира. В то же время рабочий день в тесных, грязных помещениях фабричных цехов не­редко продолжался до 20 часов в сутки. Фабрикан­ты платили гроши, часто использовали детский труд, который почти не оплачивался. Тяжелейшие условия труда приводили к огромной смертности, эпидемическим заболеваниям детей.

Кроме того, при Георге III резко повысились на­логи, в частности на стекло, свечи, ткани, пиво и сидр.

Рабочие протестовали против эксплуатации: ло­мали станки (таких людей называли «луддитами»),

489

 

 

ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА

Так англичане назвали правление королевы Виктории (18371901 гг.). В этот период не было крупных войн, стабилизировалась экономика, прежде всего промышленность. Не случайно это время окрестили «железнодорожным веком» и «веком угля и железа». В 18361837 гг. в Англии началось строительство железных дорог, и уже через десять лет вся страна была ими покры­та.

Удобные ландо, двухколёсные и четырёхколёсные кебы, а также омнибусы (некое подобие автобусов, запряжённых лошадьми) разъезжали по городским улицам. В сельской местности передвигались в кабриолетах, шарабанах и экипа­жах, запряжённых пони.

Тогда же появился электрический телеграф. Затем последовала замена парусного флота судами из железа и стали, которые приводились в движение паром. Потребность в металле резко возросла, но уже к середине века Британия производила около половины всего количест­ва чугуна, выплавлявшегося в мире.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр