Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

437

 

 

ной власти, во главе которой встал Мухаммед. Ус­тановился обычай 5 раз в день молиться Аллаху. Мусульмане говорили: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк (посланник) его».

Вокруг Ятриба на идейной основе ислама стали объединяться разрозненные соседние племена, мно­гие из которых были покорены силой. Главной за­дачей Мухаммеда стало подчинить себе Мекку. Пос­ле нескольких лет вражды с ней мусульмане в

629 г. получили разрешение совершить хадж — па­ломничество к святыне арабов, храму Каабе («куб»), где в стену издавна был вделан таинствен­ный чёрный камень — упавший с неба метеорит. Через год мусульмане, наконец, окончательно за­няли Мекку и уничтожили изображения старых бо­гов. С тех пор она стала священным центром му­сульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (послед­ний месяц года) совершаются паломничества. При­верженцы ислама молятся, обратясь лицом к Мек­ке (первые мусульмане обращались лицом к Иеру­салиму). Ятриб остался столицей объединённого го­сударства, получив название «город пророка» — Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же

630 г. Мухаммеду подчинились кочевники внутрен­них областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путём захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались вой­ска, когда в 632 г. Мухаммед умер.

После раздоров из-за власти между старыми

приверженцами Мухаммеда и мединской знатью был избран «заместитель» пророка — халиф. Им стал купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммеда. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплён культ пророка Му­хаммеда, упорядочен Коран, записанный в основ­ном уже при его жизни, месяц откровения пророка — рамазан — стал временем мусульманского поста, а момент бегства в Медину («хиджры») — началом мусульманской эры.

Вторжение войск халифата в области близ реки Иордан, принадлежавшие Византии, и завоевание Йемена, подчинявшегося иранскому царству Сасанидов, привело арабов к столкновению с этими дву­мя крупнейшими государствами. Непосредственно к Аравии примыкали страны, когда-то покорённые римлянами (Сирия, Палестина, Египет) и иранца­ми (Месопотамия). Значительные различия в по­ложении коренного населения и правящей верхуш­ки иноземного происхождения, существование раб­ства не способствовали заинтересованности местно­го населения в сохранении византийского и иран­ского господства. К тому же Византия и Иран ис­тощили друг друга бесконечными войнами за при­граничные области. Этим воспользовались арабские халифы. Они призывали соплеменников выступить в поход за распространение ислама и, конечно, обе­щали вознаграждение.

438

 

 

Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.

 

 

При втором халифе, Омаре (634— 644 гг.), отряды бедуинов на быстроно­гих скакунах, вдохновлённые идеей священной войны (джихада), обрушились на сосед­ние страны. Византийская армия была разбита на реке Ярмук в Сирии, а сасанидская — у города Кадисия на Евфрате. Завоевав Сирию, Месопотамию (по-арабски — Ирак), Палестину, а затем Египет, арабы нашли поддержку у части местного населе­ния, и прежде всего — у выходцев из Аравии, по­селившихся там ещё в начале нашей эры. Халифы гарантировали местному населению за признание их власти и уплату особого налога личную свободу и свободу вероисповедания, т. к. иудеи и христиане, приверженцы единобожия, считались близкими к мусульманам, а преследованиям при первых хали­фах подвергались прежде всего язычники. Под предлогом борьбы с язычеством Омар окончательно уничтожил Александрийскую библиотеку. По ле­генде, он сказал: всё, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соот­ветствует, не годится для мусульман.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр