Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Возникновение великого Ангкорского государст­ва неразрывно связано с буддизмом. Буддизм опре­делил культурное лицо Камбоджи, придав ему не­повторимое своеобразие. По преданию, царская ди­настия страны произошла от буддийского отшель­ника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры — храм Ангкорват.

В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское го­сударство укреплялось, строились буддийские мо­настыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к соору­жению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слажен­ной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботи­лись и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 де­ревень несли совершенно необычную в наших гла­зах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и не­сколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджий­ские врачи, позволяют считать, что медицина Древ­ней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.

С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно леген­де, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными мо-

454

 

 

 

нетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.

Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось го­сударство Паган. В китайских хрониках его исто­рия исчисляется со II в. н  э. В XI в. мудрый и про­свещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с ко­торым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью ты­сяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из дру­гих стран. В пору своего расцвета столица государ­ства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооруже­нием был храм Табинью, символизировавший все­ведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XIXII вв., — сооб­щает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр