Предыдущая Следующая
Однако
страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государственность
в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя,
которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) накопила экономический
потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения культуры.
В 1261 г.
император Михаил Палеолог освобождает от латинян Константинополь, и этим
событием начинается пятый этап существования Византии, который продлится до
1453 г. Военный потенциал державы был невелик, экономика разорена набегами
турок и внутренними раздорами, ремесло и торговля пришли в упадок. Когда
Палеологи, продолжая политику Ангелов, сделали ставку на итальянских купцов,
венецианцев и генуэзцев, — местные ремесленники и купцы не смогли противостоять
конкуренции.
Упадок ремесла подорвал экономическую мощь Константинополя и лишил его последних
сил.
Главное
значение империи Палеологов в том, что она сохранила культуру Византии до XV в., когда её смогли перенять народы Европы.
Два столетия — это расцвет философии и богословия, архитектуры и иконописи.
Казалось, бедственное экономическое и политическое положение лишь стимулировало
взлёт духа, и это время называют «палеологовским возрождением».
Центром
религиозной жизни стал Афонский монастырь, основанный ещё в X в. При Комнинах он вырос численно, а в XIV в. Святая Гора (монастырь был расположен на
горе) стала целым городом, в котором жили тысячи монахов разных национальностей.
Велика была роль константинопольского патриарха, руководившего церквами
независимых Болгарии, Сербии, Руси и проводившего вселенскую политику.
При
Палеологах возрождается Константинопольский университет. Появляются
направления в философии, которые стремятся возродить античную культуру.
Крайним представителем этого течения был Георгий Плифон (1360—1452), который
создал оригинальную философию и религию, опираясь на учение Платона и
Заратуштры.
«Палеологовское
возрождение» — это расцвет архитектуры и живописи. До сих пор зрителей поражают
прекрасные строения и удивительные фрески Мистры (город около древней Спарты).
Идейно-политическая
жизнь империи с конца XIII в. по XV в. проходит в борьбе вокруг унии между католиками и православными.
Нарастающий натиск турок-мусульман вынудил Палеологов обратиться за военной
помощью к Западу. В обмен на спасение Константинополя императоры обещали
добиться подчинения православной церкви Папе римскому (унии). Первым такую
попытку предпринял ещё Михаил Палеолог в 1274 г. Это вызвало взрыв возмущения
православного населения. И когда перед самой гибелью города, в 1439 г., уния
была всё же подписана во Флоренции, её единодушно отвергли жители
Константинополя. Причины этого были, конечно, в ненависти, которую греки
испытывали к «латинянам» после погрома 1204 г. и полувекового господства
католиков на Босфоре. Кроме того, Запад так и не смог (или не захотел) оказать
Константинополю и империи эффективную военную помощь. Два крестовых похода 1396
г. и 1440 г. кончились разгромом европейских армий. Но не менее важно было и
то, что уния для греков означала отказ от миссии хранителей православной
традиции, которую они на себя взяли. Это отречение перечеркнуло бы
многовековую историю империи. Именно поэтому монахи Афона, а вслед за ними и
подавляющее большинство византийцев, отвергли унию и начали готовиться к
обороне обречённого Константинополя. В 1453 г. огромная турецкая армия
осадила и взяла штурмом «Новый Рим». «Держава ромеев» перестала существовать.
Предыдущая Следующая