Предыдущая Следующая
В середине XVI в. многим европейцам казалось, что раскол
между реформаторами и католиками ещё может быть преодолён. Нужно только, чтобы
обе стороны пошли навстречу друг другу и искали примирения. Такие настроения
были сильны не только среди простых людей — многие высокопоставленные
кардиналы и епископы из папского окружения думали точно так же. Католическая
церковь долго колебалась, прежде чем пойти на открытый разрыв с
реформаторами. Церковный собор, решавший эту проблему, заседал почти двадцать
лет — с 1545 по 1563 год! Всё же в конце концов жёсткая линия победила, и все
сторонники реформы церкви были объявлены еретиками, т. е. людьми, отпавшими от
Христа и от церкви. Поставив еретиков вне закона, римская церковь дала всем
желающим право убивать и преследовать кальвинистов, лютеран и сторонников
других реформационных учений. Спустя несколько лет вспыхнули первые очаги
религиозных войн на полях Франции и Нидерландов, резко обострились конфликты
между протестантской Англией и католической Испанией... Идеи реформаторов
становились силой, преображавшей лицо Европы.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ
1529 год. Германия, ещё не оправившаяся после Великой крестьянской войны и её
подавления, потопленная в крови, вновь ввергнута в вооружённое противостояние.
Замирившиеся на время борьбы с крестьянами, князья и дворяне вновь раскололись
на два лагеря.
Вот в
городе Шпайере собираются правители германских государств. Император Карл
вновь призывает к искоренению учения Лютера, и его поддерживают
государи-католики.
«Будем
молиться, будем ждать, что Господь смягчит сердце императора и откроет свет
ему», — проповедует Лютер.
Но его не
слушают. 14 князей-лютеран провозгласили:
«Мы...
объявляем, что с вышеозначенным принятым постановлением не имели ничего общего
и согласиться с ним не хотим и не можем».
Этот
протест привёл к возникновению термина «протестанты», обозначившего сторонников
Реформации. А непосредственно в Германии он привёл к междоусобной религиозной
войне. В 1530 г. на новом рейхстаге (императорском съезде) в Аугсбурге
протестанты предъявили 28 статей основ лютеранства и потребовали их
утверждения в Германии. Католики и император в свою очередь отвергли это
«Аугсбургское исповедание». Князья-протестанты объединились в союз и заявили о
вооружённом отпоре противоположной стороне. Временно, впрочем, противники
вновь примирились в Нюрнберге в 1532 г. в связи с необходимостью дать общий отпор
турецкой армии, подступившей к Вене. Но уже в следующем году вспыхнуло
столкновение за владение Вюртембергом, в котором на стороне брата императора
приняли участие австрийские войска, а на стороне лютеранского князя —
швейцарские наёмники.
Дальнейшие
военные действия были связаны с основанием в городе Мюнстере в 1533 г. коммуны
анабаптистов во главе с нидерландцами — булочником Яном Матисом и портным
Иоанном Лейденским. Горожане отбили нападение изгнанного епископа и его
союзников. В Мюнстере была сделана попытка распределения поровну имущества горожан.
Иоанн Лейденский провозгласил себя новым Давидом, а Мюнстер — новым Израильским
царством. При этом происходили казни противников учения анабаптистов. Эти
события настолько испугали прирейнских феодалов, что они вновь собрали войска
и взяли город приступом. «Царь Давид» и его «придворные» были казнены.
Предыдущая Следующая