Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Наследником Козимо стал его внук Лоренцо. И опять на вилле Кареджи, среди окружавших её дуб­рав, звучали стихи, музыка, велись философские беседы, в которых принимали участие внуки Козимо, Лоренцо и Джулиано, их друзья — поэты, живописцы, архитекторы, светские и духовные ли­ца. Они называли себя «Платоновской семьёй», или участниками Платоновской Академии — вольного общества людей разных званий и имущественного положения, любивших античную культуру.

Единодушно избранный главой Академии люби­мец покойного Козимо Медичи, повзрослевший Марсилио Фичино называл себя «платоническим философом, богословом и медиком». Не торопясь, он перевёл на латинский язык все известные про­изведения Платона и других античных философов и историков.

Лоренцо, прозванному Великолепным, и его друзьям стремились подражать не только в их за­нятиях изящными искусствами, философией и ли­тературой, но и перенимали у них манеру одевать­ся, разговаривать, вести себя в обществе. В трактате Бальдассаре Кастильоне «Придворный» перечисля­лись все качества образованного человека: умение хорошо драться на шпагах, изящно ездить верхом, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо изъясняться, красноречиво ораторствовать, свобод­но владеть любым музыкальным инструментом, всегда вести себя просто и естественно, быть до моз­га костей светским и в глубине души верующим.

Лоренцо Медичи внимательно прислушивался к словам Фичино, когда разговор заходил о Боге и человеке. Фичино стал к тому времени настоятелем кафедрального собора во Флоренции, и на его про­поведи собирались все люди, считающие себя благо­воспитанными. Он говорил слушателям, что чело­век стоит на вершине творения не потому, что мо­жет постичь законы божественного созидания, но благодаря тому, что сам способен к творческому со-

331

 

 

зиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, по­вторяется в труде самого человека, ко­торый с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. Человека можно назвать божественным художником.

Фичино утверждал, что человеческое могущест­во почти подобно божественному; то, что Бог создал в мире своей мыслью, человеческий ум замышляет в себе посредством интеллектуального акта, выра­жает посредством языка, изображает, созидая зда­ния и произведения искусства.

Современник Фичино Нико­лай Кузанский утверждал, что Бог — творчество, а человек соз­дан по образу и подобию Божию; следовательно, и человек есть тоже творец.

Участник «Платоновской се­мьи» Пико делла Мирандола идёт ещё дальше. Он утвержда­ет, что если Бог есть создатель самого себя, а человек создан по образу и подобию Божию, то и человек тоже должен создать самого себя.

Лоренцо Медичи слушал друзей, приглашал во Флорен­цию выдающихся людей своего времени, поручал лучшим ху­дожникам возводить дворцы, храмы, общественные здания и украшать их фресками и карти­нами, по-царски одаривая твор­цов. Он соглашался с другом Фичино, утверждавшим, что наступил золотой век, породив­ший золотые умы и таланты, возродивший почти погибшие в прошлом свободные искусства — грамматику, поэзию, ритори­ку, живопись, архитектуру и древнее пение лиры Орфея. И всё это свершилось во Флоренции.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр