Родился 23 февраля
1917 года в Николаевске Ширяевского района Одесской области.
Отец - Жуган Павел Арсентьевич (1870 г. рожд.). Мать - Жуган
Акулина Григорьевна (1878 г. рожд.). Супруга - Жуган Тамара
Иосифовна (1920 г. рожд.). Сыновья: Александр Николаевич (1945
г. рожд.), Игорь Николаевич (1947 г. рожд.). Дочь - Татьяна
Николаевна (1958 г. рожд.).
В 1934 году Николай Жуган окончил школу-семилетку
и поступил в Одесский техникум общепита. В 1936 году он стал
курсантом Харьковской школы пилотов Осовиахима. В 1937 - 1938
годах снова учеба, на этот раз в Одесской военной школе пилотов.
В войну Николай Жуган вступил уже имея некоторый
авиационный опыт. Но 28 июня 1941 года, на шестой день войны
и на шестом боевом вылете, с его экипажем случилось непредвиденное.
Группа из пяти Ил-4, в которой ведущим был капитан Н. Модестов,
возвращаясь с боевого задания, попала в мощный грозовой фронт.
Перед входом в облака ведущий дал группе команду действовать
самостоятельно.
Каждый экипаж стал искать окно, чтобы выйти
из грозового облака. Жугану не повезло. Ткнулся в одно окно,
но оно оказалось обманчивым, и через несколько секунд самолет
попал в облако. Машину стало кидать вверх метров на 100 - 150,
затем еще сильнее вниз. В самолет ударили разряды молнии. Так
продолжалось секунд 20 - 30, пока не отвалилось хвостовое оперение.
Николай дал команду членам экипажа прыгать,
сам с огромным усилием открыл фонарь кабины, и его выбросило
из самолета. Осталось дернуть кольцо парашюта...
На этом испытание не закончилось. У земли дул
сильный ветер, и Николая вначале крепко "приложило"
к картофельному полю, а затем еще протянуло метров 50 - 60.
Едва погасил купол парашюта, потерял сознание. Оказалось, кроме
удара о землю он получил еще и разрыв связок голеностопного
сустава. Пришел в сознание, когда его нашли две колхозницы.
Они отвели летчика в контору. А там уже были члены его экипажа:
штурман лейтенант Васильченко, стрелок-радист Фетисов и стрелок
Александров. Их всех на грузовике отправили на железнодорожную
станцию Бобруйск. Там оказался санитарный поезд, и вскоре их
отправили в тыл.
Николаю Жугану пришлось лечиться две недели,
потом он уехал в свой полк, который перебазировался в Елец.
1942 год. Вражеские войска были остановлены
под Ленинградом, отогнали их от Москвы, а дальним бомбардировщикам
поставили задачу нанести бомбовый удар по Кенигсбергу, Данцигу,
Тильзиту, то есть по крупным военно-промышленным объектам Восточной
Пруссии. Это была хорошая подготовка для нанесения ударов по
глубоким тылам противника.
Довелось авиаторам помогать и наземным войскам
под Сталинградом: бомбить железнодорожные станции, аэродромы,
скопления войск и т. д. Помощь была эффективной. После завершения
операции некоторым полкам, в том числе 98-му, в котором служил
Н. Жуган, было присвоено наименование Сталинградскоих.
В июле 1943 года Верховный Главнокомандующий
вызвал к себе командующего дальней авиацией генерала А.Е. Голованова
и приказал нанести мощный бомбовый удар по логову фашистов -
Берлину. Голованов ответил, что сейчас светлые и короткие нои,
поэтому бомбардировщикам не хватит темного времени, чтобы от
линии фронта дойти до цели и вернуться обратно. Немецкие истребители
и зенитная артиллерия посбивают их, и мы останемся без дальней
авиации. Надо подожлать осени. Сталин согласился. Вскоре летчики
получили распоряжение готовиться к боевым действиям в глубоком
тылу противника.
Штурманы и летчики готовили карты, радисты
осваивали таблицы связи, технический состав выполнял регламентные
работы на моторах и самолетах. Оружейники делали надписи на
крупнокалиберных бомбах: "Гитлеру на закуску", "Подарок
главному фашисту".
Когда Курская битва приближалась к завершению,
наиболее подготовленные экипажи, перелетели на подмосковные
аэродромы Монино, Тушино, Быково. Там организовали тщательную
проверку летно-технического состава, материальной части самолетов,
спецоборудования, провели занятия и консультации по дальним
полетам.
В конце августа 1943 года поступил приказ перелететь
на аэродром подскока - Адреанополь и быть готовыми к выполнению
боевой задачи. Другим полкам определили аэродромы Торопа, Торопец.
На новом месте базирования полк с радостью и чувством большой
ответственности узнал, что их целью будет Берлин.
Николай Павлович набрал высоту при подходе
к цели 8500 метров. За 50 - 70 километров до Берлина враг устроил
сплошную огневую завесу: снаряды рвались слева, справа, впереди,
внизу. Но самолет Жугана оставался невредимым. Истребителей
не было, лучи прожекторов такой высоты не достигали.
Стало веселей на душе, когда летчики увидели
разрывы бомб в самом логове врага. Первыми к цели подошли экипажи
А.И. Молодчего и П.А. Тарана. Они сбросили крупнокалиберные
бомбы, что вызвало пожары. В воздухе повисло несколько светящихся
бомб. На один крупный завод прицельно сбросил бомбовый груз
штурман Жугана Н.И. Куроедов.
Стали разворачиваться на обратно, и радист
Н.Т. Осьмачко по самолетному переговорному устройству зачитал
текст телеграммы от экипажа Молодчего: "Москва, Кремль,
тов. Сталину. Нахожусь над Берлином, задание выполнил. Молодчий".
Через несколько дней А.И. Молодчий Указом Президиума
Верховного Совета СССР был награжден второй Золотой Звездой
Героя, а его штурману Куликову было присвоено звание Героя Советского
Союза.
Что касается Николая Павловича, то он звания
Героя Советского Союза был удостоен в августе 1944 года. К тому
времени он уже совершил 242 боевых вылета на разведку и бомбардировку
военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.
В 1949 году Н.П. Жуган окончил Высшую офицерскую
летно-техническую школу, а в 1958 году - высшие академические
курсы при Военной академии Генерального штаба. Командовал бомбардировочной
авиационной дивизией. В 1960 году генерал-майор авиации Н.П.
Жуган ушел в запас.
За боевые заслуги перед Отечеством Николай
Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя
Советского Союза он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами
Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной
войны I степени, Красной Звезды. Он - почетный гражданин города
Краснодара.
Живет в Краснодаре.