 
МИХАЙЛОВ
Павел Михайлович
Герой Советского Союза, Заслуженный
пилот СССР и Югославии









|
|
Родился 13 января
1917 года в деревне Гришково Холм-Жирковского района Смоленской
области в бедной, многодетной семье крестьянина. Отец — Михаил
Захарович. Мать — Анна Дмитриевна (1888—1974).
Мальчик рано познал нужду. Отец умер, когда Павлику не было
и трех лет, и мать, чтобы прокормить детей, трудилась в поле
от зари до зари.
Помогая матери по хозяйству, Павлик пас коров, нянчил младших,
лепил из глины и вырезал из дерева игрушки для них. Иногда с
дедом продавал их на базаре, а на вырученные деньги покупал
тетради, карандаши, ручки. Из-за той же нужды в школу пошел
позже своих сверстников. Учился прилежно. Из-за нехватки учебников
усердно записывал все услышанное от учителя.
В 1933 году окончил семилетку и поступил в Вяземский педагогический
техникум. Но денег не хватало не только на одежду, а даже на
еду. Поэтому очень скоро пришлось бросить учебу и пойти работать
в колхоз. Лишь через год вернулся в техникум и окончил его в
1937 году.
В своем районе работал учителем в школе и одновременно учился
заочно в пединституте. Вскоре его перевели работать инспектором
в РОНО, а оттуда в институт повышения квалификации в Смоленске.
Именно тогда обозначился крутой поворот в жизни и судьбе Павла
Михайлова. Это было время всеобщего увлечения советской молодежи
авиацией. Не стал исключением и Павел, у которого страстное
желание летать крепло изо дня в день. Молодой сельский учитель
в 1938 году поступает и в 1940 году оканчивает Тамбовское авиационное
училище. Мечта сбылась: Павел стал настоящим пилотом. Это подтвердили
и отлично сданный государственный экзамен, и назначение пилотом-инструктором
учебной эскадрильи Московского управления ГВФ.
Война застала Павла Михайловича в этой должности в Орле. В 1942
году он прошел переподготовку в Летном центре в Новосибирске
и получил направление в Московскую авиагруппу особого назначения
— действующую часть ГВФ, которая вскоре была преобразована в
1-ю авиационную транспортную дивизию ГВФ, входившую в состав
18-й воздушной армии.
В качестве второго пилота, а с весны 1943 года — командира тяжелого
транспортного корабля Ли-2 Павел Михайлов совершил в годы Великой
Отечественной войны 520 боевых вылетов, проявив высокое мастерство,
смелость и мужество.
Свою первую боевую награду — орден Красной Звезды он получил
за обслуживание частей, сражавшихся на курском направлении.
С февраля по апрель 1943 года его экипаж совершил 180 боевых
вылетов на передовые позиции войск, доставив тонны боеприпасов
и эвакуировав 450 раненых.
217 вылетов П. Михайлов выполнил в глубокий тыл противника —
в районы действий партизанских отрядов на территории Украины,
Белоруссии, Молдавии, Псковской и Новгородской областей, доставляя
им оружие, продовольствие, медикаменты, забрасывая десанты и
эвакуируя раненых. Так, он участвовал в смелой операции по доставке
оружия, боеприпасов и продовольствия для 1-й Украинской партизанской
дивизии, которой командовал П.П. Вершигора. Все участники этой
операции были удостоены высоких государственных наград.
Выполнение подобных полетов в любое время суток и в любую погоду,
нередко под ожесточенным огнем зениток и авиации противника,
всегда было связано с большими трудностями и риском для жизни.
Однажды при пересечении фронта, проходившего по линии Брест,
Ковель, самолет подвергся ураганному огню противника. Снаряд
угодил в кабину, осколками были разбиты приборная доска и компас,
ранения получили командир и штурман. Кровь заливала лицо лейтенанта
Михайлова. Но он не выпускал из рук штурвала и на бреющем полете
все-таки привел и посадил машину на авиабазу в Киеве.
После излечения П. Михайлов, как один из лучших и самых опытных
пилотов, был включен в авиагруппу особого назначения, направляемую
на англо-американский аэродром Бари (Италия) для оказания помощи
борющимся против фашизма народам Югославии, Греции и Албании.
25 июля 1944 года П. Михайлов совершил свой первый разведывательный
полет к греческим партизанам, а 28 июля он уже высадил 11 представителей
советских военных миссий (в Греции и Албании) во главе с Г.М.
Поповым и К.П. Ивановым в расположение греческого партизанского
отряда близ города Кадрицы. Миссии должны были установить связь
с греческими и албанскими партизанами для координации действий
в наступательных операциях советских войск на Балканах. Полет
проходил в сложнейших метеорологических условиях, при сплошной
облачности, без знания точной характеристики посадочной площадки,
через районы усиленной зенитной обороны немцев. И тем не менее
П. Михайлов сумел по расчету времени точно выйти к назначенному
пункту и совершить посадку. Это был первый советский самолет,
приземлившийся в Греции. Позднее здесь был установлен мемориал
с надписью на греческом и русском языках.
130 раз экипаж гвардии лейтенанта Павла Михайлова потом летал
к югославским партизанам в Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию,
Черногорию, Словению, в том числе 63 раза — с посадкой в тылу
врага на мало-мальски расчищенные «пятачки» в горах. В ходе
этих полетов П. Михайлов со своим экипажем доставил частям НОАЮ
в общей сложности 150 тонн вооружения и продовольствия, перебросил
через линию фронта 750 бойцов и командиров, эвакуировал 247
раненых и больных. Как отмечалось в наградном листе, «каждый
из этих полетов таил в себе реальную опасность потерять самолет,
а в худшем случае — и экипаж, так как площадки строились без
участия авиационных специалистов, в горной местности, с закрытыми
подходами, на удалении 12-15 км от расположения частей противника».
Довелось П. Михайлову выполнять и задания особой, чрезвычайной
важности и ответственности. В ночь на 19 сентября 1944 года
его экипажу было доверено доставить маршала Иосипа Броз Тито
с острова Вис, расположенного у Далматинского побережья Югославии,
в румынский город Крайову, откуда тот отправился на встречу
с Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным для обсуждения вопросов
координации действий НОАЮ с наступавшими советскими войсками
на Балканах. Это задание экипаж П. Михайлова выполнил отлично.
Столь же безукоризненно экипаж П. Михайлова выполнил и другой
ответственный рейс, состоявшийся 23 сентября 1944 года, с задачей
срочно вывезти одного высшего югославского руководителя из Словении
в Бари. Следует заметить, что из-за нелетной погоды ни один
экипаж авиации союзников в тот день лететь не решился. В условиях
сплошной облачности над Адриатикой и горными хребтами П. Михайлов
с предельной точностью подвел свой самолет к площадке, мастерски
произвел посадку, приняв на борт высокопоставленного пассажира,
взлетел и благополучно доставил его на авиабазу союзников в
Италии.
Свой последний боевой полет из Бари Павел Михайлов совершил
в Черногорию. Правда, вместо оружия и боеприпасов на борту его
корабля были уже генераторы для электростанции. В Бари в кругу
боевых друзей он встретил День Победы. После войны, перебазировавшись
вместе со всей своей авиаэскадрильей из Италии на аэродром Земун
под Белградом, он еще 40 дней перевозил мирные грузы в Загреб,
Любляну, Сараево, Нови-Сад, Подгорицу, и только 19 июня 1945
года возвратился на Родину. На груди Павла Михайлова рядом с
советскими боевыми наградами сиял орден «Партизанская звезда»
I степени — высшая награда Югославии.
А вскоре пришла радостная весть: «За героический подвиг, проявленный
при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы
с немецкими захватчиками», Президиум Верховного Совета СССР
Указом от 29 июня 1945 года присвоил П. М. Михайлову звание
Героя Советского Союза.
Возвратившись на Родину, П. М. Михайлов продолжал службу в 10-й
гвардейской АТД ГВФ в должности командира эскадрильи. В конце
1946 года часть была демобилизована, и он, как и весь ее летный
состав, вернулся к своей мирной работе — линейным полетам на
международных и внутрисоюзных авиалиниях, командовал эскадрильей
международной авиагруппы ГВФ. В 1952 году он выступил инициатором
социалистического соревнования за высокое качество полетов,
которое приобрело широкий размах и сыграло важную роль в повышении
эффективности летной работы, выпустил книгу об опыте этого движения.
В том же году он был переведен в Центральный аппарат ГВФ, где
возглавлял отдел летной службы транспортного управления. В 1959
году был назначен заместителем командира международной авиагруппы,
а с 1967 по 1971 годы занимал должность первого заместителя
начальника транспортного управления международных линий Аэрофлота.
Отдавая всего себя любимому делу, Павел Михайлович внес большой
вклад в освоение новой техники, особенно во внедрение реактивной
авиации. Он является одним из первооткрывателей сверхдальних
воздушных линий для первого в мире реактивного пассажирского
лайнера Ту-104.
Яркой страницей в биографию П. М. Михайлова вошло и его участие
в пробном полете самолета Ту-104 в Америку 4 сентября 1957 года
по маршруту Москва — Лондон — Кефлавик (Исландия) — Гус-Бей
(Канада) — Макгайр (110 миль от Нью-Йорка). Расстояние — 9000
километров. Тот трансатлантический перелет, осуществленный за
13 часов 29 минут тремя экипажами, посменно пилотировавшими
самолет, стал поистине историческим и знаменовал триумф советской
гражданской авиации.
Всего же Павел Михайлович освоил 15 типов самолетов, в том числе
6 реактивных. Среди них, кроме Ту-104, такие гигантские лайнеры,
как Ту-114 и Ил-62. На первом он участвовал в беспосадочном
полете 20 мая 1959 года из Москвы в Хабаровск, а 26 сентября
того же года из Москвы в Вашингтон (США). На Ил-62 отлетал пять
лет и завершил свою летную карьеру полетом зимой 1971 года по
маршруту Москва — Токио — Москва.
Одновременно П.М. Михайлов активно занимался исследованием и
обобщением опыта летной работы. Он — автор 24 научно-технических
работ, редактор и составитель сборников «За безопасность, регулярность
и экономичность полетов». Подготовил диссертацию на тему: «Исследование
и разработка рационального программирования самолетов ГВФ» (1970),
которая получила положительные отзывы предприятий, институтов
и крупных ученых.
В 1971 году по настоянию врачей ему пришлось с небом расстаться.
«С небом, — говорит Павел Михайлович, — но не с авиацией, потому
что она в сердце каждого истинного пилота. А как расстаться
с сердцем?! Вся моя жизнь — это долгий счастливый полет...»
За 32 года труда в авиации Павел Михайлович побывал в 60 странах
мира и провел 14 тысяч часов в воздухе.
Герой Советского Союза П.М. Михайлов награжден орденом Ленина,
двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной
войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной
Звезды, тремя орденами Почета, югославским орденом «Партизанская
звезда» I степени, многими медалями, в том числе медалью маршала
И.Б. Тито. Он — Заслуженный пилот СССР, Заслуженный пилот Югославии,
почетный ветеран Москвы, почетный гражданин города Кардица (Греция)
и района Холм-Жирковский на Смоленщине, его именем названа улица,
на которой установлена памятная плита.
На пенсии П.М. Михайлов всецело отдался мемуарно-литературному
творчеству. Им написаны и изданы 20 книг. В том числе: «10 000
часов в воздухе», «100 ночей в горах Югославии», «В небе двух
полушарий», сотни статей. Член Союза писателей России, лауреат
премии Международных журналистов и медали первой степени за
книгу «Есть у подвига крылья» (2003).
Живет в Москве.
|