Родился 20 мая
1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Петр Маресьев,
- солдат-окопник Первой мировой войны - вернулся домой полуживым
и вскоре умер. Алеше исполнилось тогда всего три года. Мать,
Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила
и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и
потому сыновей Петю, Колю и Лешу с детства приучала к труду,
честности и справедливости. Супруга, Маресьева Галина Викторовна,
в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС. У Маресьевых двое детей:
Виктор Алексеевич (1946 г. рожд.), - инженер-автомобилист; Алексей
Алексеевич (1958 г. рожд.), - инвалид с детства.
Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там
он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на
рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт.
Но вместо института по комсомольской путевке отправился на далекий
Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре.
Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом
и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в
аэроклуб. Парень успевал и работать (со стройки его перевели
на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться
летному делу.
В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую
просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й
авиационный погранотряд. Но там, по словам самого Маресьева,
не летал, а "заносил хвосты" у самолетов. "Взлетел"
Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году. Там
же, в Батайске, встретил войну.
Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941
года в районе Кривого Рога. Маресьев в составе звена самолетов
вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель,
снизились до высоты 40 метров и на бреющем полете по сигналу
ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили
на головы фашистов град свинца и эрэсовского огня. Выполнив
боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.
В начале 1942 года 580-й истребительный авиационный
полк, где служил лейтенант Маресьев, выполнял задачи на Северо-Западном
фронте. Здесь, в небе над демянским выступом, Алексей записал
на свой боевой счет первый сбитый самолет - Ю-52. Можно представить
себе радость молодого военного летчика, когда он настиг "юнкерса",
взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и
увидел, как длинный фюзеляж транспортного фашистского самолета
развалился на две части. От него посыпались осколки.
К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счет
сбитых фашистских самолетов до четырех. А 4 апреля в воздушном
бою в районе Старой Руссы истребитель Маресьева был подбит.
Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая
местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул
белый островок - занесенное снегом болото. Алексей направил
туда падающий самолет, но запаса сил у истребителя не хватило,
и он свалился на косматые ели...
Дальнейшая судьба летчика, упавшего в лесу
в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью
- все это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем
человеке", которая стала учебником мужества для нескольких
поколений советских людей, и показано в одноименном фильме...
Дальнейшая судьба старшего лейтенанта Маресьева
- госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на
протезах, почти смертельный для него приговор военно-врачебной
комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это
долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной
воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже
самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой летный
строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду,
но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего
Человека...
В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев
на протезах прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный
полк. В воздушных боях на Курской дуге безногий Маресьев доказал,
что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить
победителем в схватках с немецкими асами. В одном воздушном
бою в августе 43-го - гвардии старший лейтенант Маресьев сбил
три фашистских стервятника.
Боевая слава о нем стала греметь по всей 15-й
воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты.
Тогда-то и встретился с Маресьевым корреспондент "Правды"
Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала - "Огонек"
появился крупным планом портрет героя.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное
личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943
года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему
лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя
Советского Союза. К концу войны Маресьев совершил более 90 боевых
вылетов и сбил 11 вражеских самолетов.
В 1946 году А.П. Маресьев был уволен из ВВС.
И со свойственной ему неукротимой волей взялся за учебу. В 1952
году он успешно окончил Высшую партийную школу, а в 1956 году
- аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том
же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев
вошел в состав Советского комитета ветеранов войны. И поныне
бессменно трудится здесь. Сейчас он - первый заместитель председателя
Российского комитета ветеранов войны и военной службы. К нему
в Комитет ветеранов идут и едут со всех уголков страны - поговорить,
посоветоваться, поделиться планами и сомнениями, просто повидать
человека-легенду, пожать его руку, почувствовать тепло и обаяние
этого удивительного человека с открытой душой, с доброй улыбкой.
Боевые и трудовые заслуги перед Родиной полковника
в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева
отмечены наряду с Золотой Звездой Героя многими государственными
наградами: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции,
Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами
Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Красной
Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" III
степени. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей
Петрович - почетный солдат одной из воинских частей, Почетный
гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других;
его именем названы общественный фонд, молодежные патриотические
клубы.