КРАМАРЕНКО
Сергей Макарович
Герой Советского Союза, генерал-майор
авиации
|
|
Родился 10 апреля
1923 года в селе Калиновка Ромненского района Сумской области.
Отец, Макар Иванович (1890—1967), и мать, Надежда Григорьевна
(1901—1982), занимались сельским хозяйством. Супруга — Юлия
Алексеевна (1934 г. рожд.), по профессии художник-декоратор.
Сын — Алексей Сергеевич (1959 г. рожд.), кандидат физико-математических
наук. Дочь — Надежда Сергеевна (1964 г. рожд.), преподаватель
английского языка в МГУ.
В школьные годы, как и сотни тысяч его сверстников, Сергей занимался
в оборонных кружках Осоавиахима, был даже руководителем одного
из них. Но о военной карьере никогда особенно не задумывался.
После десятилетки поступил в Московский институт железнодорожного
транспорта в 1940 году. Однако учебу пришлось оставить. По комсомольской
путевке Сергей вскоре оказался в Дзержинском аэроклубе. После
его окончания он был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную
школу пилотов. Теория ему давалась легко. Практические полеты
осваивались на УТ-2 и И-16. Здесь его и застала Великая Отечественная.
В июне 1942 года школу со станции Поворино перевели далеко вглубь
страны. А восьмерых наиболее подготовленных курсантов, в числе
которых оказался и Крамаренко, направили в 1-й запасной авиаполк,
который находился в Арзамасе.
С августа 1942 года молодой летчик участвовал в боевых действиях
в составе 523-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной
авиадивизии на Западном фронте в районе города Сухиничи. Летал
он на Ла-5. За год совершил более 80 вылетов. В неравных боях
с гитлеровскими бомбардировщиками и «мессерами» сержант Крамаренко
сбил вражеский самолет и, как довесок к нему, аэростат.
В те дни его приняли в партию, перевели в 19-й истребительный
авиаполк или, говоря языком того времени, полк «охотников».
Вскоре он сменил сержантские погоны на офицерские с маленькой
звездочкой. После перелета под Бердичев новоиспеченный младший
лейтенант чуть не погиб. 19 марта в воздушном бою неподалеку
от Проскурова его Ла-5 жарко вспыхнул. Фашисты схватили обгоревшего
летчика и бросили в лагерь для военнопленных, где поместили
в лазарет. К счастью, плен длился недолго. На седьмой день в
город ворвались наши танки. Немцы вынуждены были бежать, успев
захватить с собой лишь военнопленных и легкораненых. Сергея
и нескольких его соседей по лазарету оставили. Их освободили
подоспевшие пехотинцы и сразу же определили в ближайший госпиталь.
Здесь на младшего лейтенанта навалилась еще одна напасть: он
подхватил сыпной тиф, а вслед за ним — воспаление легких. Только
к маю начал кое-как ходить. И первое, что сделал, побывал на
аэродроме, где неожиданно встретил своих однополчан. Его отвели
к командиру. Тот, не долго думая, связался с главнокомандующим
ВВС, и чуть ли не на другой день Крамаренко оказался в Центральном
авиационном госпитале, что в Сокольниках. Долго еще, вплоть
до сентября, приводили его медики в нормальное состояние. Наконец
медицинская комиссия признала его годным к летной работе. Он
получил направление в незнакомую часть, куда ему совсем не хотелось
ехать.
И тут случайно узнал, что родной полк находится в Бресте. Знакомый
летчик перебросил его в бомболюке до Барановичей. А там по железной
дороге «дезертир» самостоятельно добрался до Бреста. Только
своих там не нашел: часть уже воевала в польском небе. Зато
нашел связной самолет полка, на котором и добрался до места.
Что называется, с ходу вошел в боевые будни своего, теперь уже
176-го гвардейского полка. Несколько раз на новом Ла-7 ему довелось
быть ведомым у прославленного аса И.Н. Кожедуба. Тут Крамаренко
сбил один вражеский самолет лично. Сопровождая штурмана полка
майора А.С. Куманичкина, помог ему вывести из строя 12 вражеских
машин. А в групповых боях с его участием было уничтожено еще
10 стервятников.
Из Германии часть перебросили под Москву. Теперь все время отнимала
повседневная служба, подготовка и участие в воздушных парадах.
Через несколько лет, когда началась американская агрессия в
Корее, в полк приехал заместитель командующего ВВС округа набирать
добровольцев. Желание изъявили все. Но отобрали 30 человек,
наиболее подготовленных, имеющих боевой опыт. Вскоре они, в
том числе и заместитель командира эскадрильи гвардии капитан
Крамаренко, железнодорожным составом отправились на Дальний
Восток. Обосновались на территории Китайской Народной Республики.
Летчиков переодели в китайскую форму и усиленно тренировали.
Затем перебросили поближе к Корее на аэродром Андунь, где и
закончилось формирование 324-й истребительный авиационной дивизии
под командованием гвардии полковника И.Н. Кожедуба.
Поздней весной 1951 года началась боевая работа, появились потери.
Особенно жаркими были бои в районе железнодорожного моста через
реку Яундзян. Это был важный стратегический узел и американцы
упорно пытались вывести его из строя. 10 апреля 48 бомбардировщиков
Б-29 в сопровождении 100 истребителей Ф-84 совершили очередной
налет. Комдив немедленно поднял на перехват все свои машины.
«МиГи» буквально врезались в боевые порядки американцев. И закрутилась
в небе карусель. В коротком бою было сбито 12 «летающих крепостей».
Правда, янки списали 27. Видимо, дополнительные 15 были так
изрешечены, что не поддавались восстановлению. Более 100 летчиков
с подбитых самолетов воспользовались парашютами и попали в плен.
Сгорели в небе и 4 истребителя Ф-84. Крамаренко своей шестеркой
«МиГов» не дал им защитить бомбардировщики и сбил ведущего группы
Ф-84. Американские летчики назвали этот день «черным вторником»
и месяца три после него не показывались в небе Кореи.
Что касается нашей стороны, то в тот день не было потеряно ни
одной машины.
В корейском небе командир эскадрильи капитан Крамаренко сбил
13 самолетов. Еще два не засчитали. Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 10 октября 1951 года за личный героизм и воинское
мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А 17 января 1952 года капитану не повезло. Истребитель был подбит,
пришлось катапультироваться. Американский летчик сделал попытку
добить Крамаренко в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через
пару недель часть вернулась на Родину, разместилась в Калуге.
В том же году Крамаренко стал слушателем Военно-воздушной академии,
которую окончил в 1955 году. Началась повседневная служба. Сначала
в Белоруссии, потом в Грузии. В Новосибирске С.М. Крамаренко
получил назначение на должность заместителя командира дивизии.
Вскоре его перевели в Москву старшим летчиком-инструктором службы
безопасности ВВС страны. Затем назначен в Читу на должность
заместителя начальника штаба 23-й воздушной армии. В 1979 году
он стал генерал-майором. В 1981 году Сергей Макарович вышел
в отставку.
Кроме Золотой Звезды Героя генерал-майор С.М. Крамаренко награжден
орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной
войны I степени, Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных
Силах СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги» и многими
другими.
Ныне С.М. Крамаренко продолжает вести активную общественную
работу. Он — почетный профессор Российской академии естественных
наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена
Славы.
Живет в Москве.
|