Родился 18 марта
1913 года в Саратове. Отец - Николай Михайлович Еремин (1887-1955),
служащий. Мать - Нина Васильевна (1888-1977). Супруга - Зоя
Петровна (1917 г. рожд.). Дочь - Нина Борисовна Еремина, инженер-экономист,
работает в управлении фармацевтической промышленности. Сын -
Борис Борисович, специалист по ремонту медицинской аппаратуры.
Внучка - Мария Николаевна, инженер-экономист.
После окончания школы Борис Еремин поступил
на саратовский завод "Серп и молот" учеником токаря,
вскоре стал хорошим специалистом, токарем 4-го разряда. В 1931
году по призыву комсомола Борис - уже курсант Вольского авиационного
училища. Затем служба на Дальнем Востоке, участие в боях в районе
озера Хасан.
22 июня 1941 года Борис Еремин встретил помощником
командира авиационной эскадрильи в 160-м резервном авиаполку
Одесского военного округа. Первые боевые вылеты, первый сбитый
самолет противника. Ночью 13 июля при патрулировании в районе
станции Шестаковка самолет Еремина был подбит вражеской зениткой
и летчик с тяжелыми ранениями попадает в госпиталь - сломана
челюсть, треснула ключица...
Через месяц с небольшим Борис Еремин снова
в кабине своего истребителя - опять вылетает на разведку, штурмует
позиции противника на острове Хортица. Рядом - боевые друзья
Баранов, Федоров, Маресьев, Вишняков, Мартынов, Соломатин -
все искренне рады, что Борис вернулся и они вместе громят врага.
В начале марта 1942 года вражеская авиация
заметно активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в
день над позициями советских войск появлялись группы бомбардировщиков
Ю-88 и Ю-87. Наступило 9 марта - день, запомнившийся Борису
Николаевичу на всю жизнь.
"Утро было ясное. Слегка морозило. В установленное
время мы взлетели, быстро собрались и легли на курс, - вспоминает
генерал Еремин. - Мы шли семеркой. Я - ведущий группы, справа
от меня - капитан Запрягаев, слева - лейтенант Скотной, на увеличенном
интервале выше, справа - лейтенант Седов с Лешей Соломатиным,
слева, ниже метров на 300, - лейтенант Мартынов с Королем. Приближаемся
к линии фронта. Вдруг справа, почти на одной высоте с нами,
вижу группу из шести Ме-109 и тут же, чуть ниже, - группу бомбардировщиков
Ю-88 и Ю-87. Сзади, на одной высоте с бомбардировщиками, идут
еще двенадцать Ме-109. Всего двадцать пять самолетов противника..."
Летчики видели вражеские самолеты, установленными
сигналами старались обратить внимание ведущего на группу "юнкерсов"
и "мессершмиттов"... А Борис Еремин был занят одной
мыслью: не дать противнику обнаружить семерку "яков".
Он выполнил небольшой доворот всей группой влево, отошел чуть
в сторонку с набором высоты и только потом повел бойцов в атаку.
"Бомбардировщики и истребители противника начинали какое-то
перестроение, - припоминает подробности того боя Борис Николаевич,
- в этой массе боевых машин каждый из нас выбрал себе цель,
и мы пошли в атаку! Открываю огонь. В нос бьет запах пороховых
газов, во рту сохнет. Есть попадание! Боковым зрением вижу разваливающийся
справа "юнкерс" - это сработал Седов. После этого
все смешалось. Слева, справа, сверху проносятся огненные трассы.
Действуем парами. Я бью по "мессеру". Еще одно попадание
- горит! Наши эрэсы не подводят. Немцы маневрируют. Вижу, как
одна наша пара завязала с ними бой.
Но самолетов противника заметно поубавилось,
и, похоже, они уходят. Преследуем одиночный Ме-109, сбиваем
его. Но снизу от самолета Скотного срываются белые струи - видимо,
попадание в радиатор. Подходит "як", кажется, Соломатина.
Замечаю, на машине сбита передняя часть фонаря. Подаю сигнал
сбора. Все маневрируют, собираемся - домой!"
После посадки ведущий группы Еремин доложил
командиру полка о выполнении задания. Бомбардировку сорвали.
Сбили 7 самолетов противника, остальных разогнали. Потерь нет.
Спустя годы генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев написал
об отважной семерке: "10 марта была получена телеграмма,
в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях
Як-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника.
Я не знал еще подробностей, но сам факт глубоко меня взволновал
и обрадовал. Это событие обсуждалось в Государственном Комитете
Обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг
летчиков в газетах".
На следующий день бою семерки Бориса Еремина
целую полосу посвятила газета "Правда". Под заголовком
"7 против 25" появилось сообщение в "Красной
звезде". Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: "Воюют
не числом, а уменьем". Подробно рассказывали о воздушном
бое газеты "Сталинский сокол", "Коммунист"
Саратовской области. В полк прибыл командующий авиацией Юго-Западного
фронта генерал Ф.Я. Фалалеев. В присутствии командира полка
Н. Баранова командующий сообщил, что все участники боя будут
награждены орденами Красного Знамени.
- Ну, а ведущего группы Еремина будем представлять
к званию Героя Советского Союза, - подчеркнул генерал.
- Не надо, товарищ командующий, - обратился
вдруг к генералу Фалалееву стройный, по-военному подтянутый
летчик, ведущий группы. - Мы все одинаково дрались.
Фалалеев не без удивления посмотрел на Еремина,
потом на командира полка Николая Баранова. Но тот поддержал
своего летуна:
- Борис прав. А Героя он еще завоюет!
Трижды отработал за годы войны это высокое
звание Борис Николаевич Еремин. Из 342 боевых вылетов у него
около 100 штурмовок живой силы и техники противника, около 100
разведок и 23 сбитых вражеских самолета! Но звание Героя Советского
Союза летчик получил лишь 48 лет спустя после того исторического
боя семерки в небе над Харьковом.
"Самой большой радостью в те дни для нас
были слова благодарности от солдат, на глазах которых мы провели
этот бой, - говорит Борис Николаевич и вспоминает, как в полк
однажды пришли два пожилых бойца с поручением от командира -
отыскать "тех" летчиков и передать им боевой привет
от пехоты. - "Спасибо вам, ребята! Сколько нам от немцев
досталось - не пересказать. А тут смотрим: "кресты"
с неба сыпятся и горят! Порадовали вы наши души. Умеем мы бить
фашистов, да еще как!"
В декабре 1942 года решением Военного совета
Сталинградского фронта летчика Еремина назначили для приема
самолета - подарка Красной Армии от колхозника Ф. П. Головатого.
Колхозник сельхозартели "Стахановец" Саратовской области
в трудные для Родины годы отдал все свои сбережения на постройку
самолета. У Головатого в личном пользовании была пасека - 22
пчелиных улья. Деньги от продажи меда составили большую часть
нужной суммы, остальное добавили от продажи овощей и зерна.
Затем Ферапонт Головатый написал письмо И.В. Сталину. В письме
говорилось: "...провожая своих двух сыновей на фронт, я
дал им отцовский наказ - беспощадно бить немецких захватчиков,
а со своей стороны обещал своим детям помогать им самоотверженным
трудом в тылу... Советская власть сделала меня зажиточным колхозником,
и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем,
чем могу...".
В ответном письме Иосиф Виссарионович писал
Головатому: "Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу
о Красной Армии и ее Воздушных Силах. Красная Армия не забудет,
что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета.
Примите мой привет".
Вот за этим-то самолетом и командировали Бориса
Еремина в Саратов. Встретились командир гвардейского истребительного
авиаполка майор Еремин и Ферапонт Головатый на заводе. "Пока
мы шли к самолету, - рассказывает Борис Николаевич, - Головатый
подробно расспрашивал меня о том, что за самолет Як-1, какое
имеет оружие, долго ли летает. На самолете, которому был предопределен
славный боевой путь, виднелась надпись: "Летчику Сталинградского
фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец"
Головатого".
Самолет Ферапонта Головатого поработал на славу.
В его формуляре собралась достойная боевая биография: Сталинград,
Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь... Через много лет он навсегда
займет почетное место на Соколиной горе в Саратове.
А Ферапонт Петрович вновь обратился с письмом
к Верховному Главнокомандующему "с просьбой купить на заработанные
всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции
для Красной Армии". И была в письме просьба: новый самолет
вручить опять летчику Еремину.
Верховный Главнокомандующий ответил так: "Примите
мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович,
за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин".
На этом самолете летчик-истребитель Борис Еремин летал в разящие
атаки до конца войны...
Вскоре после завершения войны Б. Н. Еремин
был назначен на должность командира истребительного авиасоединения,
потом он был военным советником в Болгарии - передавал летный
и боевой опыт болгарским пилотам. После окончания Военной академии
Генерального штаба Борис Николаевич 7 лет руководил прославленным
Качинским военным авиационным училищем летчиков, командовал
ВВС Северо-Кавказского военного округа, был командующим воздушной
армией в Северной группе войск. Наконец, 10 лет генерал Б. Н.
Еремин возглавлял службу безопасности полетов. После увольнения
в запас встретился с однополчанином Алексеем Маресьевым и еще
долгое время работал с ним в Советском комитете ветеранов войны
- возглавлял международную комиссию.
5 мая 1990 года Б.Н. Еремину было присвоено
заслуженное еще в годы Великой Отечественной войны звание Героя
Советского Союза. Среди его наград - орден Ленина, шесть орденов
Красного Знамени, ордена Суворова III степени, Отечественной
войны I степени, два ордена Красной Звезды, а также болгарские,
румынские, чехословацкие, монгольские ордена - всего 58 наград.
Он - почетный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского
города Кельце.
Боевой самолет с надписью "На окончательный
разгром врага" и звездами на фюзеляже - по числу сбитых
летчиком Ереминым самолетов противника - стоял в музее яковлевской
фирмы. Потом его отправили в чужедальнюю страну - в аренду на
4 года. Прошло уже 12 лет, а воз и ныне там. Генерал Еремин
как-то обратился по этому поводу к руководству фирмы. Однако
один из чиновников ответил: "А в чем недовольство? Мы прославляем
самолеты Яковлева..."
И все же Борис Николаевич Еремин продолжает
борьбу за возвращение на Родину боевой реликвии.
Живет в Москве.