Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

В Китае в VVIII вв. н. э. делали и оттиски с надписей и изображений на камне, которые очень ценились; чтобы получать их, рельефные части по­крывали краской и прикладывали к ним листы

301

 

 

Эта запись на знаменитом диске из Феста сделана отдельными штампиками.

Изобретатель бумаги

китаец Цай Лунь

(старый китайский

рисунок).

бумаги. Так можно было получать необходимое ко­личество оттисков.

На деревянных досках вырезали тексты и изоб­ражения в зеркальном отражении. Доску смазыва­ли краской. Полученные оттиски монтировали сна­чала в свиток, а потом стали складывать, как шир­му. Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы с наружной стороны; в XIVXV вв. их стали прошивать.

Гораздо удобнее цельной доски с текстом отдель­ные знаки, из которых можно составлять разные тексты. Первым до этого додумался в XI в. кузнец Пи Шен. Может быть, ему пришло это в голову, когда он работал с составными литейными форма­ми. Он предложил набирать текст из глиняных зна­ков, размещённых в специальной рамке. В XIII в. такие знаки — литеры — стали делать из олова и дерева, а в Корее — из меди.

Все эти изобретения не случайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VIV вв. до н.э. в Китае были биб­лиотеки. Учёные составляли энциклопедии. Одна из первых энциклопедий относится к X в. В XV в. 2169 учёных создали энциклопедию из 11 915 то­мов. В Китае были даже периодические издания: в VIIX вв. выходила газета «Столичные ведомос­ти».

В Европе с падением Римской империи погибали библиотеки. Но грамотные люди были очень нужны властителям новых государств. Книги были необ­ходимы церкви. Центрами книжной культуры в средневековой Европе стали монастыри, где пере­писывались богослужебные книги и знатоки древ­них текстов могли обнаружить ошибки переписчи­ков. Богослужебных книг требовалось немало. В мастерских по переписке книг (скрипториях) одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали аккуратным ровным почер­ком. Художники украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Переплёты делали из дерева и об­тягивали кожей или тканями, иногда вставляли в них красивые кусочки металла и драгоценные кам­ни. Книги были настоящими произведениями ис­кусства. Материалом по-прежнему служил перга­мент, иногда окрашенный в пурпурный цвет. Пи­сали тростниковыми палочками, птичьими перья­ми, изредка — металлическими перьями. Чернила

были чёрные, красные, иногда голубые, жёлтые, фиолетовые.

Книги были очень дорогими. В Испании однаж­ды за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3 куньи шкурки. За школьный учеб­ник отдавали двух телят.

Грамотность ценилась всё выше. Ремесленники и торговцы старались обучать своих детей читать и писать. Знатные люди часто были высокообразован­ными. В Италии в эпоху Возрождения были биб­лиотеки.

Бумага пришла в Европу от арабов. Предполага­ют, что они заимствовали способ её изготовления у китайцев. Арабы измельчали пеньку и другие ин­гредиенты на мельничных жерновах. В Дамаске и Каире целые улицы населяли мастера, изготавли­вавшие бумагу разных сортов, в том числе тончай­шую для голубиной почты. Арабы заимствовали у китайцев и способ печатания с резных досок. Де­шевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно прежде. На­пример, только в Кордове, в Испании, ежегодно вы­пускали 16—18 тыс. книг.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр