Предыдущая Следующая
После
знаменитого эдикта Константина должность римского епископа становится очень
заметной — ведь Рим был древней и почитаемой столицей империи, её религиозным
центром (официальной столицей в это время уже был Константинополь). В 343 г.
епископы западных областей империи признали в Папе своего главу; он получил
право выносить окончательное решение в случае внутрицерковных споров. Выборы
Пап (а нового Папу взамен умершего по-прежнему выбирала вся христианская община
Рима) уже в IV в. нередко превращались в кровавые побоища между сторонниками различных
партий. Римский историк Аммиан Марцелин сообщает о десятках убитых во время
избрания Папы Дамасия в 366 г. Далее он пишет: «...немало соперников в погоне
за властью стремились всеми силами истребить друг друга. Они были уверены, что
впоследствии смогут обогатиться...».
На руку
Папам оказались и богословские споры между различными течениями христианской
церкви. Им было проще занять в этих спорах позицию беспристрастного и
справедливого судьи, чем, скажем, константинопольским патриархам, находившимся
под постоянным присмотром императорской власти. Римская церковь была более независима от империи, а значит, заслуживала
и большего доверия в глазах верующих. На Халкедонском церковном соборе в 451
г., когда зачитывалось послание собору Папы Льва I, епископы кричали из зала: «Это сам Пётр
говорит голосом Льва!». В VI в. всеобщее уважение к римской церкви было уже настолько
велико, что завоевавший Италию византийский император Юстиниан не стал производить
никаких изменений в церковном устройстве Рима — а ведь константинопольской
церковью он привык распоряжаться по-хозяйски.
Наверное,
наиболее яркой фигурой на престоле Святого Петра был в это время Святой
Григорий I, прозванный Великим (кроме него, за двухтысячелетнюю историю папства такое
прозвище получили ещё лишь двое Пап). Понтификат его (так называется время
правления Папы) пришёлся на годы с 590 по 604. Для Италии это был тяжёлый
период лангобардского завоевания, сопровождавшегося эпидемиями и неисчислимыми
бедствиями. Тяжело больной и уже весьма пожилой (по средневековым
представлениям — Григорий стал Папой в 50-летнем возрасте) понтифик стал
настоящим правителем Рима. Он снабжал римлян продовольствием, выменивал и
выкупал пленных у лангобардов, заботился об обороноспособности города.
Григорий I написал множество сочинений, адресованных не учёным богословам, а простым
верующим. Папа наставлял их в основах веры, советуя каяться и готовиться к
концу света, который, как полагал Григорий, уже не за горами. «Зачем снимать
жатву, если жнецу не суждено жить? Пусть каждый окинет взором течение своей
жизни, и он поймёт, сколь мало ему было нужно». Эти строки, написанные рукой
Григория Великого, кажутся странными — ведь сам он с удивительной энергией
заботился о благе христиан, «собирал жатву». Но противоречия на самом деле
здесь нет: Григорий учил не забывать о вечном за мирскими заботами.
Предыдущая Следующая