Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Злое и неспокойное время настало в Европе. Кре­стьянин, у которого солнце спалило посевы, а ры­царь-разбойник — дом; сеньор, не знающий, где раздобыть средства для достойной его положения жизни; монах, с тоской взирающий на разорённое «благородными» грабителями монастырское хозяй­ство, не успевающий отпевать умерших от голода и болезней, — все они в смятении и горе обратили взоры к Богу. За что он карает их? Какие смертные грехи ими совершены? Как их искупить? И уж не потому ли гнев Господень настиг мир, что Святую землю — место искупления грехов — топчут «слуги дьявола», проклятые сарацины? Снова взоры хри­стиан обратились на Восток — не только с нена­вистью, но и с надеждой.

В ноябре 1095 г. недалеко от французского горо­да Клермон перед огромной толпой собравшегося народа — крестьян, ремесленников, рыцарей и мо­нахов — выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Гос­подень и очистить от них Святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов. Люди встретили его призыв криками одобрения. Возгласы «Так хочет Бог!» не раз прерывали речь Урбана II. Многим было уже известно, что визан­тийский император Алексей I Комнин обратился к Папе и европейским королям с просьбой помочь ему отразить натиск мусульман. Помочь христианам-византийцам победить «нехристей» будет, конечно, богоугодным делом. Освобождение же христиан­ских святынь станет самым настоящим подвигом, несущим не только спасение, но и милость Всевыш­него, который вознаградит своё воинство. Многие из слушавших речь Урбана II тут же давали обет идти в поход и в знак этого прикрепляли на свою одежду крест.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих пропове­дей, равно как и по призыву своего сердца, под­нялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 г. из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, из­давна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше — к Константинополю. Крестьяне шли с семьями и всем своим скудным скарбом, который умещался в маленькой тележке. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, че­рез земли которых проходили: отбирали скот, ло­шадей, продукты, убивали тех, кто пытался защи­тить своё добро. Будучи едва знакомы с конечным пунктом своего странствия, бедняки, подходя к ка­кому-нибудь большому городу, спрашивали, «уж не есть ли это тот Иерусалим, куда они направля­ются?». С горем пополам, положив многих в стыч­ках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.

Появление этой неорганизованной, голодной толпы совсем не обрадовало императора Алексея Комнина. Правитель Византии поспешил отделать­ся от бедняков-крестоносцев, переправив их через Босфор в Малую Азию. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалёку от города Никеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25 тыс. «воинства Христова» уцелело только около 3 тыс. Оставшиеся в живых горемычные крестоносцы-бедняки вернулись в Константинополь, откуда некоторые из них стали возвращаться домой, а некоторые остались ждать прихода крестоносцев-рыцарей, надеясь до конца исполнить данный обет — освободить святыни или по крайней мере обрести на новом месте спокойную жизнь.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр