Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

 

ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ

Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определе­ние «загадочные этруски». Самым удивитель­ным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрус­ские города, образованные и знатные представите­ли их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, по­кровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина при­надлежал к древнейшему этрусскому роду, правив­шему в городе Волатерры. Обнаруженный археоло­гами склеп этой семьи использовался на протя­жении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.

Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощ­ными стенами, о соперничестве с греками за гос­подство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точ­нее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из не­обожжённого кирпича. Но сохранились некропо­ли — «города мёртвых», спутники всех этрусских

150

 

 

 

Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.

Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отрази­лись представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокла­дывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего горо­да. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богат­ство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, с внутренней. Борозда в пред­ставлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она раз­деляла два мира тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её  ли­шён. Священная борозда и сооружавшиеся на её  месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё  или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр