Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Реформы Солона не привели к коренной ломке сложившихся в Афинах к началу VI в. до н. э. общественных отношений. Они лишь изменили то, что грозило государству гибелью. Солон освободил демос от долговой ка­балы и навсегда запретил обращать афинских граждан в рабство за долги. Крестьянам он возвратил земельные наделы, отнятые у них знатью. Все граждане были разделены на классы соответственно их доходам; полити­ческие права гражданина зависели теперь не от его происхождения, а от его состояния. На самые высшие должности могли избираться только богатые, но зато все граждане без различия имущественного положения теперь участвовали в народном собрании и в созданном Солоном суде присяжных (см. ст. «Древняя Греция»).

126

 

 

Реформы вызвали всеобщее недоумение и раз­дражение. Пытаясь объяснить согражданам значе­ние преобразований, Солон снова прибегает к сти­хам. В них много горьких признаний: «...на борьбу всё мужество собрав, Я точно волк вертелся среди стаи псов». И ещё: «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда злобным взором провожают, словно я их злейший враг».

Попытка добиться всеобщего согласия не уда­лась. Не желая ничего менять в своих законах, Со­лон покидает Афины и снова становится путешест­венником. Он плывёт в Египет, ведёт там беседы со жрецами, потом отправляется на Кипр и помогает местному царю основать новый город. Античные ав­торы написали много рассказов о встречах Солона со знаменитыми современниками. При посещении столицы Лидийского царства — города Сарды — он, например, беседовал с вошедшим в историю ца­рём Крезом и преподал ему урок эллинской муд­рости.

Через долгих десять лет Солон вернулся в Афи­ны уже стариком. Ему пришлось стать свидетелем того, как непрекращающаяся борьба между его со­гражданами закончилась установлением тирании Писистрата. Хотя Писистрат был его родственни­ком и в прошлом их связывала дружба, Солон раз­гадал устремления честолюбца и попытался преду­предить афинян о грозящей опасности: «Вы ведь

свой взор обратили на речи коварного мужа». Когда Писистрат со своей охра­ной захватил Акрополь, Солон призвал граждан к вооружённой борьбе против тирана. При­ближённые самозваного правителя объявили его сумасшедшим, на что Солон ответил: «Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: выступит правда на свет, сколько её ни топи».

Судьбу Солона после прихода к власти Писистрата античные писатели освещают по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что он уехал из Афин и умер, прожив до 80 лет, на Кипре. По утверждению Плутарха, Солон остался в Афинах, и Писистрат сумел привлечь его на свою сторону, во всём сове­туясь со старым другом. Сколько лет Солон прожил при Писистрате, Плутарх точно не знает.

Современники оказались глухи к увещеваниям Солона, однако много лет спустя, покончив с тира­нией, афиняне обратились к заветам великого ре­форматора. Принципы меры, «золотой середины», гражданского единства были правильно определе­ны им как основы существования полиса. Поэтому Солона афиняне причислили к «семи мудрецам» — так называли нескольких его современников, ак­тивно, как и он, участвовавших в разработке и соз­дании основ государственного строя греческого по­лиса.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр