Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Солон был человеком жизнерадостным и даже легкомысленным, по определению его биографа Плутарха. Он любил жизнь и, претерпев много неудач и разочарований, писал: «Ныне мне стали милы Дионис, Киприда и Музы — те, чьи забавы радость вселяют в людей». Разгорающиеся в об­ществе вражда и ненависть заставляли страдать и его: «Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало: Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна Меж ионийских земель». Он оказался бли­зок к новым людям, поднявшимся из народа, по­нимал их нужды, осознавал их силу. Поэтому в от­личие от аристократов, упорствующих в привер­женности старому порядку, он готов был содейст­вовать утверждению новой социально-политичес­кой системы и знал, как это сделать.

Ещё до того, как стать законодателем, Солон принимал активное участие в политической жизни Афин. Его родной город вёл долгую войну с сосед­ним городом Мегара за обладание островом Саламин, лежащим у самых берегов Аттики. После оче­редного поражения афинское народное собрание запретило под страхом смертной казни поднимать

124

Солон перед греками.

 

 

Говорят, Лнахарсис, скиф цар­ского рода, причисленный гре­ками к мудрецам, узнав, что Со­лон занят составлением законов для афинян, стал смеяться над его работой. Он считал, что Со­лон желает добиться невозмож­ного он мечтает удержать граждан от преступлений и ко­рыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся. На это Солон, говорят, возразил, что и договоры люди соблюдают, когда нарушать их невыгодно ни той, ни другой стороне; и законы он так приноравливает к интере­сам граждан, что покажет всем, насколько лучше поступать чест­но, чем нарушить законы. Одна­ко результат получился скорее тот, какой предполагал Анахарсис, чем тот, на который надеял­ся Солон (Плутарх. Солон, V).

*

Солон позволил всякому граж­данину выступать в защиту потерпевшего и требовать нака­зания преступника. Если кого-нибудь били, производили над ним насилие, причиняли ему вред, всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом. Законодатель правильно поступал, приучая граждан со­чувствовать и соболезновать друг другу и быть как бы членами единого тела (Плутарх. Солон, XVIII).

*

Солона хвалят также за закон, запрещающий говорить дурно об умерших. И дейст­вительно, религия требует счи­тать умерших священными; справедливость — не касаться тех, кого уже нет; гражданский долг — не враждовать вечно. Бранить живых Солон запретил в храмах, судебных и правитель­ственных зданиях, равно как и во время зрелищ; за нарушение этого закона он назначил штраф. Нигде не сдерживать гнев это признак человека невоспитанного и необузданного; везде сдерживать трудно, а для некоторых и невозможно. Поэтому законодатель при составлении законов должен иметь в виду то, что возможно для человека, если он хочет на­казывать малое число виновных с пользой, а не многих без пользы (Плутарх. Солон, XXI).


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр