Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Ясно, что надпись на скале не предназначалась для человеческих глаз. В то же время Дарий расска­зывает в ней о событиях, хорошо известных людям его страны: как он стал царём Ирана, убив само­званца Гаумату, полугодом ранее захватившего престол. Кому же Дарий хотел поведать о случив­шемся? Вероятно, богам и вечности. Очевидно, что новый царь придавал очень большое значение своей победе над Гауматой и хотел сохранить память о ней на вечные времена. Верховный бог иранцев Ахурамазда изображён на каменной иллюстрации к надписи с поднятой правой рукой, благословляю­щей Дария; левой же он вручает Дарию кольцо — знак царской власти. Дарий полагал, что сами боги возвели его на трон, поручив ему дело спасения и укрепления державы, и он смог выполнить эту за­дачу. События, о которых рассказывается в Бехистунской надписи, действительно сильно повлияли на ход истории Древнего Мира. Истоки их от­носятся, однако, к гораздо более давним временам. О ранней истории иранцев мы знаем немного. Их предки, родичи индоариев по культуре и языку, заселили Иранское нагорье во второй половине II тыс. до н. э., когда древнейшие государства Егип­та и Междуречья уже миновали время своего наи­высшего расцвета. Начиналась эпоха ассирийского господства в Передней Азии, и иранцы вместе с близкородственными им мидянами вынуждены бы­ли признать себя подвластными ассирийским ца­рям. Мидия располагалась гораздо ближе к асси­рийским владениям, поэтому её население намного раньше иранцев оказалось втянутым в «большую политику» Древнего Востока и стало играть в ней видную роль. Иранцы всё ещё продолжали жить родами и племенами, когда в VII в. до н. э. у мидян уже были сильное государство, царская власть и могущественная армия. В 614 и 612 гг. до н. э. мидийский царь Киаксар, вступив в союз с Вавило­ном, принял активное участие в разгроме Ассирии (см. ст. «Ассирия»). Киаксар и его преемники не смогли присоединить все владения погибшей ассирийской державы, но всё же Мидийское царство к 600 г. до н. э. значительно усилилось, и иранцы под­чинялись теперь своим соседям и родичам.

 

Капитель с человеческой головой.

Тегеранский музей. Персеполь.

V в. до н. э.

К началу VI в. до н. э. иранцы во многом отли­чались от других народов Древнего Востока. В Ира­не нет крупных рек и обширных долин, т.е. условий для орошаемого земледелия. Поэтому там не было и чиновников, которые сгоняли бы народ на ра­боты, не было и храмов, которые руководили бы жизнью людей в общине. Управляли иранцами не

80

 

 

столько цари из рода Ахеменидов, сколько племен­ные вожди; жрецы приносили жертвы богам под открытым небом. Каждый мужчина был гордым во­ином, свободным и полноправным человеком. Ког­да Иран уже стал великим царством, иранцы были освобождены от работ на строительстве царских дворцов — они считались унизительными. Иранцы не платили денежных налогов. Время от времени народ посылал своему царю продукты питания; как и в древние времена, племя про­должало кормить своего вождя, как бы забывая о том, что те­перь тот распоряжался самой богатой в мире казной.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр