Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

53

 

 

расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из род­ственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, огра­ничил долговое рабство тремя годами, но справить­ся с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор­говцы, но и сборщики налогов, и хранители цар­ской казны.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо ру­ководить людьми и дать стране счастье, тогда я вло­жил в уста страны истину и справедливость и улуч­шил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, та­ким образом, пытается примирить интересы раз­ных людей — тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божест­ва.

Мардук, по словам Хаммурапи, не просто наг­раждает покорных и наказывает ослушников — бог даёт людям свод правил, устанавливающих спра­ведливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но — через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое го­сударство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Нача­лась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилон­ское царство было уничтожено вторгшимися хет­тами и касситами, которые потом правили Меж­дуречьем около 400 лет (см. ст. «Хеттское царство»).

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он пер­вым из правителей древности соразмерил с силой

Вавилонская школа.

царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливаю­щего согласие между людьми.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Пе­редней Азии. Многие достижения древних вавило­нян вошли в современный быт: вслед за вавилон­скими жрецами мы делим год на двенадцать ме­сяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюби­вым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказа­лась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоян­ные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба (см. ст. «Асси­рия»). Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605—562 гг. до н. э.). Вместо уз­ких кривых улочек были проложены прямые длин­ные улицы протяжённостью до 5 км, которые ис­пользовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было возд­вигнуто великолепное святилище — семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Та­кие сооружения в Междуречье называли «зиккурат».


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр