Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Главная

Оружием служили меч, длинное копьё и дротик, некоторые воины были вооружены луками. Каж­дый военный отряд имел свой знак — деревянный стержень, обычно увенчанный бронзовой фигурой кабана. Древние авторы описывают кельтов как во­инственных и ловких людей, соблюдавших обычаи гостеприимства, любивших пиршества. Удивляло, что они носили штаны — не известную в античном мире одежду. Кроме штанов они надевали рубахи и плащи, которые застёгивали разнообразными за­стёжками — фибулами. Знатных людей украшали пояса. Женщины и мужчины носили на руках и ногах браслеты из золота, бронзы, железа, янтаря или стекла. Отличительным признаком воинов бы­ли богато украшенные шейные обручи из металла, в том числе из золота.

Кельты ели хлеб и много мяса. Любимым блю­дом была свинина, которую жарили на углях или на вертеле, варили в котле; ели они также говядину и баранину. Ели сидя на земле, на разостланных шкурах, иногда пользовались низкими столиками. Во время пиров устраивали борьбу, а кельтские пев­цы — барды — пели песни, прославлявшие воинов, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, похожих на лиру.

Кельты верили во множество богов и богинь, в текстах кельтского героического эпоса их насчиты­вается около 400. Известны изображения и сим­волы некоторых из них: бог с оленьими рогами оли­цетворял плодородие, бог со змеёй властвовал над подземным миром. В Ирландии боги мужского пола занимали подчинённое положение по отношению к богиням. Почитали духов природы, обитавших в горах, реках, среди деревьев. Богинь и богов изоб­ражали в окружении фигурок людей и животных. Богам приносили жертвы на алтарях, а также чело­веческие жертвы: людей топили, сжигали в кор­зинах или вешали на деревьях. Предполагают, что во время ритуалов кельты могли есть человеческое мясо.

Головы своих убитых врагов кельты сохраняли в храмах и жилищах. В некоторых случаях для этого делали специальные ниши. Мотив отрублен-

39

 

 

ной человеческой головы — один из из­любленных в изобразительном искусст­ве кельтов.

Хотя кельты испытывали сильное влияние со стороны соседних народов, которые проводили ре­лигиозные обряды в храмах, сами они храмов почти не строили. Как и многие народы на этом этапе развития, они имели священные места, окружён­ные оградами или валами. Священными они почи­тали и некоторые деревья, леса, горы. В священные места приносили дары, которых накапливалось множество. Археологи находят здесь оружие, части повозок, цепи.

На протяжении своей долгой истории в разных областях, где они жили, кельты по-разному хоро­нили умерших — зарывали в могилы или сжигали. Рядом с умершими клали разные вещи. По учению друидов, душа умершего после смерти могла пере­селиться в другое тело.

Кельты были умелыми земледельцами и ското­водами. Есть сведения, что они не только обрабаты­вали землю сохой, но и применяли железный плуг. Они были прекрасными ремесленниками и особенно преуспели в ювелирном искусстве. Ремесленни­ки работали для всех соплеменников, но для знати делали изысканные вещи из ценных материалов. Образцы кельтских скульптур, не лишённых выра­зительности, показывают, что их создатели испы­тывали влияние со стороны своих южных соседей — греков, этрусков, римлян.

Воинский быт наложил отпечаток на образ жиз­ни всех кельтов независимо от того, к какому об­щественному слою они принадлежали. Опасности заставляли их обносить поселения валами, рвами и стенами, которые благодаря знакомству с римской архитектурой кельты стали строить очень прочны­ми.

Наследие кельтов — племён, ещё не создавших своего государства, — сохранялось и в Средние ве­ка. Черты их искусства прослеживаются даже в римской архитектуре и в готике. Искусство кельтов в более поздние века стало основой искусства Фран­ции, Бельгии, Швейцарии, отчасти Англии. Эпос и поэзия бардов внесли ощутимый вклад в развитие литературы Европы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы вкратце познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет. Что же произошло за это время? Какая пройдена дистанция?

Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — су­щества, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических ска­заний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом ми­ре, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобе­зьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным по­кровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Пе­речень достижений человечества можно продолжать долго. Челове­чество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

 


Предыдущая Главная

© Международный Объединенный Биографический Центр