Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. По­нимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умер­ших сородичей: например, слоны забрасывают их

ветками. Может быть, прятали своих покойни­ков и предки неандер­тальцев. Люди специаль­но рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребе­ния, причём многочис­ленные, делали в пеще­рах. Хоронили всех — женщин, детей, старых охотников. Нередко та­кие погребения окружа­ли камнями, в них остав­ляли оружие, череп ка­кого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали крас­ной охрой или клали ку­сочки этого минерала ря­дом с умершим. Вероят­но, красный цвет уже тогда воспринимали как цвет жизни.

Люди не только осо­знали необходимость за­ботиться о слабых и боль­ных, они получили воз­можность это делать. Для того чтобы тяжело раненный человек вы­здоровел, о нём необхо­димо было заботиться, делиться с ним пищей. В

погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, а в одном из них обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли до­бывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающих детей, но и слабых, больных, стари­ков. Наверное, в таких условиях начали склады­ваться представления о хорошем и плохом в отно­шениях людей, т.е. моральные нормы.

Неандертальцы были первыми людьми, о кото­рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че­репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об­разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных

14

 

 

ямах. Конечно, нам трудно представить, что проис­ходило в пещерах вокруг этих черепов. Нет возмож­ности судить об этом и по обычаям даже самых от­сталых современных племён, ведь неандертальцы были нашими вымершими предками и особенности их восприятия мира, конечно, отличались от миро­ощущения более развитых людей. Можно предпо­лагать, что охотники-неандертальцы считали себя родственниками медведей, как люди более поздних эпох, верившие в своё родство с разными видами животных. Такие представ­ления называют тотемиз­мом. Скорее всего, неандер­тальцы верили в магиче­ские силы — возможность воздействовать на людей или другие существа с целью до­биться от них желаемых поступков. Магические действия требуют присутствия не того, к кому ты хочешь обратиться, а его символической замены: изображения или чего-либо принадлежащего ему

— волос, кусочка одежды. Можно поговорить с изо­бражением, и это существо сделает то, что ты хо­чешь. Волосы врага можно сжечь, и он заболеет и умрёт. Такие простейшие представления могли уже быть у неандертальцев.

«ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»

Сейчас ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне­запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. В Палестине найдены скелеты неандертальцев, более развитых по сравнению с другими своими сороди­чами, уже обладавших признаками человека, кото­рого прежде называли кро­маньонцем, а сейчас пред­почитают более общее наз­вание — «человек совре­менного типа». (Его назы­вают по-латыни homo sapi­ens sapiens — как бы «че­ловек дважды разумный» по сравнению с неандер­тальцем, который лишь ho­mo sapiens neandertalensis   «человек разумный не­андертальский».)      Люди, вытеснившие неандерталь­цев 40—30 тысяч лет на­зад, уже не имели черт, придававших их предшест­венникам несколько звероподобный облик: их руки стали менее мощными, лоб — более высоким, у них появился подбородочный выступ.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр