Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

662

 

 

де. И всё же почва под ногами монарха-реформа­тора была не очень твёрдой.

Потом, после победы «исламской революции», уже смертельно больной Мохаммед Реза писал, что причиной её была неспособность отсталого народа Ирана идти в ногу с «белой революцией» шаха. Не­довольством несознательного населения умело вос­пользовались заговорщики, отбросившие страну на несколько столетий назад.

Шах не учёл влияния, которое оказали на пси­хологию иранцев вторжение иностранных товаров и идей, влияние массовой культуры Запада, ломка отношений между людьми. Вырванные из привыч­ной деревенской среды и заброшенные в сумятицу бездушных городов с их хитросплетениями забитых автодорог, небоскрёбами и универсамами, иранцы ощутили себя чужими в своём собственном доме. Только религия была для этого очень религиозного народа единственным островком традиций в волнах чужеземной культуры.

Шах получил сильного противника в лице му­сульманского духовенства. Оно стало настоящим вождём антишахского, антииностранного движе­ния. 80 тыс. мечетей, 180 тыс. мулл и улемов, сотни богословов высшего ранга являлись могучей и гиб­кой силой, сплочённой общими интересами, тра­диционными связями и, наконец, — борьбой про­тив общего противника. «Белой революции» они противопоставили свой идеал «исламского правле­ния», который восходил к временам пророка Мухаммеда и имама Али, живших тринадцать с поло­виной веков назад. «Исламское правление» должно подготовить людей ко времени явления Махди, ко­торый сделает правоверных счастливыми. Все слои населения будут жить как братья, единой общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый — проявлять заботу о соседе.

Путь к созданию общества «исламской социаль­ной справедливости» пролегает через возврат к главным ценностям мусульманской религии — бла­гочестию, скромности, воздержанности. Для этого необходимо совершить «исламскую революцию», т. е. свергнуть сатанинский шахский режим и ус­тановить власть духовенства, запретить употребле­ние алкоголя и наркотиков, европейскую одежду, развлечения и т. д., остановить распространение за­падных обычаев и массовой культуры. Такие взгля­ды находили всё больший отклик в иранском на­роде.

Огромную роль в их распространении сыграл аятолла (один из высших рангов мусульманского богослова) Рухолла Мусави Хомейни. Ещё в 1964 г. он был выслан из страны за проповеди, пронизан­ные обличением западного образа жизни, засилья в Иране «неверных иностранцев» и прямыми выпа­дами против шаха. Обосновавшись в конце концов в пригороде Парижа, Хомейни превратил свой дом в настоящий штаб антишахского религиозного дви­жения. Зажиточные торговцы предоставляли в рас­поряжение исламской оппозиции значительные средства, городская молодёжь внимала зажигатель­ным проповедям аятоллы, тайно переправленным

бронемашин, в небе висят вертолёты. Горожане строят бар­рикады. Волнения в армии.

Февраль.

01.02 возвращение из эмиграции Хомейни. Газета пишет: «Спустя 15 лет после того, как Хомейни покинул страну, в 9 часов 27 минут 30 секунд сегодня утром нога имама коснулась почвы родины». Телевидение не транслиро­вало встречу поэтому на улицы вышел весь Тегеран. 50 тыс. специально отобранных людей образуют три ряда стены безопасности во время его проезда по улицам Тегера­на. Хомейни произносит речь на кладбище Бехеште-Захра, где, в частности, говорит: «Мохаммед Реза Пехлеви, этот предатель, спасшийся бегством, пустил по ветру всё, что было у нас, разрушил нашу страну и населил нами кладби­ща... Этот человек по причине своего раболепия (перед США) создал гнёзда разврата... В Тегеране заведений, торгующих спиртными напитками, больше, чем библиотек...»


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр