Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Начал европеизацию Мустафа Кемаль с неболь­шой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску — головной убор, ставший к тому времени символом турок и в какой-то мере мусульман во­обще. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Кемаль объявил ношение фески преступ­лением. Конечно, дело было не столько в безобид­ном головном уборе, сколько в борьбе со старыми обычаями. По стране в связи с этим запретом прока­тилась волна беспорядков. Они были подавлены, а их участники жестоко наказаны.

Следующим шагом турецкого президента было то, что он распустил все мусульманские монастыри и религиозные ордена и конфисковал в пользу го­сударства их имущество. Традиционно уважаемым в народе и влиятельным дервишам (нищенствую­щим мусульманским монахам) было сказано, что они должны трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Им запрещалось носить особую одежду.

Вместо закрытых властями мусульманских школ были созданы государственные светские учеб­ные заведения, где преподавание религии запреща­лось. Серьёзные изменения произошли в области права. До Кемаля законы Турции опирались на дог­маты Корана, называемые шариатом. Теперь были введены швейцарский гражданский кодекс, италь­янский уголовный кодекс и германский коммерче­ский кодекс. Изменены были положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Было запрещено многожёнство.

Кемаль-паша придавал очень важное значение раскрепощению женщин. Он сделал всё возможное, чтобы турчанки лишились чадры (покрывала, в ко­торое женщины мусульманского Востока при вы­ходе из дома закутываются с головы до ног, остав­ляя лишь просвет для глаз), и добился успеха. Сим­волом приобщения народа вообще и женщин в част­ности к западной цивилизации он считал европей­ские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщи­ны-учителя, врачи, юристы и прочие. В 1934 г. ту­рецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным для восточной страны де­лом.

Небольшим изменением, но важным показате­лем новой позиции турецких руководителей было неодобрение традиционного приветствия «салам». Кемаль ясно заявил, что рукопожатие — более со­временная форма приветствия, которой в будущем следовало бы пользоваться.

Затем пожизненный президент перешёл в нас­тупление на турецкий язык, или, точнее, на те его элементы, которые он считал иностранными. Турки пользовались арабским письмом, а Кемаль считал его и трудным, и чужеземным. Воспользовавшись

советским опытом перевода письменности народов Средней Азии на латинский алфавит, турецкие спе­циалисты применили ту же систему к своему язы­ку. Сам Кемаль-паша развернул энергичную кам­панию за её введение. После нескольких лет пропа­ганды законом был установлен срок, после которого запрещалось пользоваться арабским письмом и вместо него вводился латинский алфавит. Всем в возрасте от 16 до 40 лет надлежало посещать школы для изучения латинского письма. Чиновники, не знающие его, увольнялись. Заключённых, отбыв­ших сроки наказания, не выпускали из тюрем, если они не умели читать и писать по-новому. Конечно, такие меры, такую резкую ломку традиций можно было проводить в жизнь только благодаря громад­ной личной популярности диктатора. Вряд ли наш­лось бы много правителей, которые осмелились бы так вмешиваться в жизнь людей.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр