Предыдущая Следующая
Эта мысль
вдохновляла поколение революционеров конца XVIII в., которое разделяло также отвращение
Руссо к себялюбию и эгоистической морали, а вместе с ним — и ко всему строю,
основанному на свободной игре рыночных сил. Критикуя средневековую
регламентацию торгово-промышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу
торговли. Он считал, что государство должно направлять торговлю и
промышленность в соответствии с общим благом, следить за правильным распределением
продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе торговли
имело у Руссо этическое обоснование. Он считал, что торговля, равно как и
другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусства, — способствует
порче нравов. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их
основным носителем «народ», трудящиеся низы общества, поскольку они
меньше
всего подверглись пагубному воздействию цивилизации и поэтому в наибольшей мере
сохранили нравственное здоровье.
Так как простодушный
народ не способен понять, в чём заключаются его истинные интересы, то ему
нужен мудрый правитель, предначертания которого воплощаются в законах и
политике государства. От этой мысли Руссо — шаг до оправдания революционной
диктатуры «во имя народа».
Многообразие
путей, которыми шло французское Просвещение, сделало его уникальной лабораторией
человеческой мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма,
социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX—XX вв.
Просвещение
в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической
раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых
веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких
государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными
методами, стремились прославиться меценатством. Почёт, которым была окружена в
Германии французская культура, также способствовал проникновению
просветительских идей.
Один из парадоксов
немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со
стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его
проблем выступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной из
характерных черт немецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический
характер. Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии
просветители не только разработали важную реформу образования, но и добились
осуществления её. В результате была расширена сеть начальных школ и создана
система профессионального обучения ремёслам, сельскому хозяйству, торговле и
государственной службе. Утилитарный характер этой реформы во многом объяснялся
тем, что просветительское движение в Пруссии черпало приверженцев главным
образом из среды государственных служащих: армейских офицеров, дипломатов,
чиновников, преподавателей учебных заведений.
Предыдущая Следующая