Предыдущая Следующая
Выступая в
защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение безусловно признавало
и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в
этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека,
которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из её
создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее
представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее
человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и
противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на
самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как
величайшее благо для общества в целом. В своей «Басне о пчёлах» он проиллюстрировал
эту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс «Пороки частных
лиц — благо для общества» отражал реальности рыночной экономики.
Как ни
соблазнительна была эта апология эгоизма, всё же она не вселяла в англичан
уверенности в том, что стремление к личному преуспеванию не приведёт к
саморазрушению общества. Просвещение столкнулось со сложной этической
проблемой: как погасить разрушительную инерцию эгоизма? Как обеспечить порядок
в индивидуалистическом обществе? Английские просветители сделали многое, чтобы
решить эту проблему не только теоретически, но и практически.
Они не
закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя его, как это делал
Шефтсбери, к противоположности между «просвещёнными» верхами и невежественными
низами. Источником опасности являлась как заносчивость одних, так и зависть
других. Выработанные просветителями способы «социализации эгоизма» заключались
в том, чтобы направить в полезное для всего общества русло научного и
художественного творчества, экономического развития и т. д. активность верхов
и в то же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов,
которые своим усердием, познаниями, гражданскими поступками или богатством
доказали способность их воспринять.
Во многом
благодаря усилиям просветителей была создана рациональная модель отношений
между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского
общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к
общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной
деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение
политических собраний или встреч по интересам (например, в кафе). Детально
разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская
художественная литература XVIII в.
Просветители
во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои
ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе
социально-политических бурь, пронёсшихся над Европой в конце XVIII — начале XIX вв. Англия оказалась островком стабильности,
сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да ещё этика
политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка,
оказались более надёжным средством умиротворения общества, чем при-
Предыдущая Следующая