Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Мастера средневековья знали множество способов улучшения боевых свойств оружия. Закли­нание или молитва, начертанные на клинке, мощи святого в навершии рукояти лишь некоторые из них. Магическое значение, например, имели изоб­ражения крестов, полумесяцев и окружностей на клинках. Перед выступлением в поход рыцарь иногда относил свой меч в церковь, и там он несколько дней, а то и месяцев лежал на алтаре, после чего его кропили святой водой. Мечи посвящали Иисусу Христу и Деве Марии. «In Nomine Domini» «Во Имя Господа» эту надпись на клинках вырезали очень часто. Каждый удар, наносившийся таким клинком, наносился во Имя Господа. Мог ли быть неточным, неудачным такой удар?

Некоторые мечи средневековья известны нам под именами собственными. Давая оружию имя, надеялись, что оно повлияет на боевые качества клинка. Жуайез «Радостный» так, по средневековым преданиям, звали меч Карла Великого.

Но время шло и всё меньше оставалось подлинной рыцарской романтики, пусть грубоватой, но искренней. Утончённость и усложнённость рыцар­ских обычаев XV—XVI столетий это попытка яркой мишурой прикрыть внутреннюю пустоту. Рыцари продолжали давать торжественные обеты но мало кто их уже выполнял. Оставались на клинках надписи и рисунки но никто уже не воспринимал их как ма­гические.

И всё же магия не уходит. Странно на первый взгляд, но объектом её становится в это время оружие огнестрельное. Странно потому, что само рождение его стало возможным лишь в результате на­учного вторжения в тайны природы. Всё, однако,

математик Тарталья, занимаются расчётами траекторий полёта снарядов, дают рекомендации мастерам-литейщи­кам. Пушек в Европе очень много, и применяются они уже не только при штурмах и защите городов, но и в полевых сражениях. Около двух с половиной тысяч таких орудий находилось на кораблях «Непобедимой армады», брошенной в 1588 г. испанским королём на завоевание Англии и бесславно погибшей, так и не достигнув её бе­регов.

Бронзовые артиллерийские орудия XVIXVII вв. бы­ли очень красивы. Сверкающие полированные поверхнос­ти, рельефные и резные надписи с именами мастеров и заказчиков, гербы европейских государей, пышный рас­тительный орнамент, изображения героев и фантастиче­ских животных — таковы пушки и мортиры этого вре­мени. Это подлинные шедевры литейного мастерства и искусства, а их создатели — настоящие художники. Зна­менитый пушечный мастер Лёфлер, например, — целая эпоха в истории художественного литья. Многие евро­пейские монархи заказывали ему эти грозные произве­дения искусства. В конце концов Лёфлер стал одним из богатейших людей и даже ссужал деньгами своих короно­ванных клиентов.

Средства транспортировки орудий также изменились. Бомбарду, ядра и порох к ней перевозили на нескольких специальных повозках. На них везли и деревянные бру­сья, чтобы укладывать орудие на позиции, щиты для при­крытия ствола и прислуги во время заряжания. Орудия поменьше тоже имели отдельные средства транспортиров­ки и подставки для стрельбы. Всё это хозяйство было тяжёлым и неуклюжим. Большим облегчением стало по­явление лафетов — обычно деревянных двухколёсных станков с массивными станинами, между которыми на специальных опорах — подушках — укладывали орудия. Задние концы станин во время стрельбы упирались в зем­лю и поглощали отдачу при выстреле. Транспортирова­лись они на специальных двухколёсных повозках — пе­редках.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр