Предыдущая Следующая
Ценным
источником сведений по истории и культуре народов Юго-Восточной Азии являются
старинные манускрипты. В те давние времена материалом для письма служили
листья веерной пальмы. В Индонезии такие манускрипты называют лонтарами. Это
связки небольших прямоугольных пластин, скреплённых шнуром и раскрывающихся
подобно вееру. Наружные пластины из дерева саво или дерева других ценных пород
покрыты искусной резьбой. Текст и рисунки наносились чёрной краской из ламповой
сажи и масла ореха кемири с помощью металлического острия. Большим собранием
древних лонтаров располагает Балийский музей в Денпасаре. Искусство
изготовления лонтаров сохранилось до наших дней. На острове Бали в Индонезии
имеются клубы, в которых занимаются изучением старинных манускриптов и
изготовлением их копий. С лонтарами связан один из популярных на Бали
праздников — праздник богини знаний Сарасвати. В день праздника перед восходом
солнца лонтары выносят из помещений, складывают возле алтарей, посвящённых
богине, и священники совершают над ними старинный ритуал.
*
ПРАЗДНИК
ВОЗВРАЩЁННЫХ ВОД
Этот праздник отмечается со времени Ангкорской империи. Возникновение его
связано с чудом реки Тонлесап. В
сезон дождей её воды текут в сторону озера Тонлесап, а в следующие полгода —
в обратном направлении. День поворота течения реки и
является кульминационным моментом праздника. Основное его событие —
регата на традиционных лодках. В каждой команде —
по 25 гребцов, дистанция — до 5 км. Финиш обозначается ротанговым канатом. Победителей награждают
призами. Победа в соревнованиях имеет и символическое значение: камбоджийцы
верят, что вступившему первым в «возвращённые воды» будет весь год
сопутствовать удача.
*
ТУМАСИК
— ГОРОД У МОРЯ
Предшественник
современного Сингапура — Тумасик (по-явански «город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр
империи Шривиджайя. Когда в XIII в. империя распалась, он
сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт
Малаккского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона».
По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и его величии разнеслась по
всему свету». Центр Тумасика находился на склоне холма, сохранившегося до
настоящего времени. Здесь располагались храмовые и дворцовые постройки. В
архитектурном стиле зданий сказалось влияние индо-буддийской культуры. Город
был обнесён палисадом и рвом. При радже Шри Пикраме Вире в XIV в. Тумасик был захвачен и
полностью разрушен войсками яванской империи Маджапахит.
*
стремившимся
не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства.
Созданная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые
кхмерскими племенами. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу.
Каждая из них представляла собой пёструю смесь независимых и полузависимых
государств и княжеств. Через два века они объединились в единое Ангкорское
государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества
Джайяварман II основал культ бога-царя: на горе Пхномкулен над ним был совершён священный
обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином — монархом вселенной. Затем он построил
новую столицу — Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе
название — Ангкор). Его царственный последователь сумел объединить под своей
властью всю долину Меконга.
Предыдущая Следующая