Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Главная Следующая

САСАНИДСКИЙ

ИРАН

Золотая колесница Митры, бога Солнца, уст­ремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска пар­фянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.

С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил влас­тительницу животворящих вод, жрецом храма ко­торой был когда-то его дед, Сасан, принадлежав­ший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты.

В 226 г. у персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское го­сударство. Своей столицей первый шахиншах сде­лал города Селевкию, называвшуюся в то время Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на пра­вом и левом берегах Тигра. Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плаву­чему мосту.

Молодое государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с ирански­ми властителями сказители представили как герои­ческие сражения, в которых шахиншах победил злого дракона. В действительности Ардашир I за­хватил Мидию, территорию Иранского, или Юж­ного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.

Стремясь к созданию единого централизованно­го государства, он решительно боролся против по­лунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал ар­мию, командиры которой были независимы от пра­вителей областей.

Мощным союзником в деле укрепления своей

власти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления пар­фянских царей она пришла в упадок в Иране. Хра­мы огня превратились в развалины, во многих мес­тах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу при­нялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину.

Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении го­сударственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу сво­им представителем при шахиншахе.

Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христи­анству. Сын Ардашира Шапур I преследовал хрис­тиан в своих владениях. В течение 40 лет разру­шались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но поз­же и он подверг христиан жестоким гонениям.


Главная Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр