Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527—532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раз­дачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это вре­мя укрепились позиции христианской церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества — платоновская Акаде­мия, ограничены возможности для открытого ис­поведания культов инаковерующих — иудеев, са­маритян и т .д. Это был период войн с соседней иран­ской державой Сасанидов за влияние в Южной Ара­вии, целью которых было укрепиться в портах Ин­дийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.

Главное событие этого этапа — реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Сначала комиссия подготовила своего рода конституцию — «Кодекс Юстиниана», затем своды конкретных законов — «Дигесты», а также руко­водство по изучению права — «Институции». При законодательной реформе исходили из необходи­мости сочетания норм классического римского пра­ва с духовными ценностями христианства. Вырази­лось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равен­ства граждан перед законом. Реформа Юстиниана завершила начатый ещё в староримский период процесс создания правового регулирования инсти­тута частной собственности. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь — «говорящее орудие», а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много воз­можностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было за­прещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым зако­нам права женщины в семье были уравнены с пра­вами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый церковью развод. Вместе с тем на пра­во не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов — распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зве­рям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и

401

 

 

оскорбление императора, даже повреж­дение его скульптурных изображений. Реформы императора были прерва­ны народным восстанием «Ника» в Константино­поле (532 г.). Всё началось с конфликта между дву­мя партиями болельщиков в цирке: венетами («го­лубыми») и прасинами («зелёными»). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-поли­тические союзы. К традиционной борьбе болельщи­ков добавились политические обиды: прасины счи­тали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недо­вольны злоупотреблениями «министра финансов» Юстиниана — Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Ли­деры прасинов предъявили свои требования импе­ратору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное ос­корбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столк­новению из обеих партий и приговорили их к смер­ти, двое осуждённых сорвались с виселицы («были помилованы Богом»), но власти отказались их ос­вободить. Тогда была создана единая «зелёно-голубая» партия с лозунгом «Ника!» (цирковой клич «Побеждай!»). В городе начались открытый бунт, поджоги. Император согласился на уступки, отпра­вив в отставку наиболее ненавистных народу ми­нистров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить вос­стание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мя­тежники требовали теперь его отречения и провоз­гласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожары между тем ширились. «Город представлял груду чернеющих развалин», — писал современ­ник. Юстиниан был готов отречься, но в этот мо­мент императрица Феодора заявила, что предпочи­тает смерть бегству и что «пурпур императора — отличный саван». Её решительность сыграла боль­шую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную по­пытку восстановить контроль над столицей: отряд победителя персов полководца Велизария проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и уст­роил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz