Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государствен­ность в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя, которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) на­копила экономический потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения куль­туры.

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобож­дает от латинян Константинополь, и этим событием начинается пятый этап существования Византии, который продлится до 1453 г. Военный потенциал державы был невелик, экономика разорена набега­ми турок и внутренними раздорами, ремесло и тор­говля пришли в упадок. Когда Палеологи, продол­жая политику Ангелов, сделали ставку на итальян­ских купцов, венецианцев и генуэзцев, — местные ремесленники и купцы не смогли противостоять

конкуренции. Упадок ремесла подорвал экономиче­скую мощь Константинополя и лишил его послед­них сил.

Главное значение империи Палеологов в том, что она сохранила культуру Византии до XV в., когда её смогли перенять народы Европы. Два столетия — это расцвет философии и богословия, архитек­туры и иконописи. Казалось, бедственное экономи­ческое и политическое положение лишь стимули­ровало взлёт духа, и это время называют «палеологовским возрождением».

Центром религиозной жизни стал Афонский мо­настырь, основанный ещё в X в. При Комнинах он вырос численно, а в XIV в. Святая Гора (монастырь был расположен на горе) стала целым городом, в котором жили тысячи монахов разных националь­ностей. Велика была роль константинопольского патриарха, руководившего церквами независимых Болгарии, Сербии, Руси и проводившего вселен­скую политику.

При Палеологах возрождается Константино­польский университет. Появляются направления в философии, которые стремятся возродить антич­ную культуру. Крайним представителем этого тече­ния был Георгий Плифон (1360—1452), который создал оригинальную философию и религию, опи­раясь на учение Платона и Заратуштры.

«Палеологовское возрождение» — это расцвет архитектуры и живописи. До сих пор зрителей по­ражают прекрасные строения и удивительные фрески Мистры (город около древней Спарты).

Идейно-политическая жизнь империи с конца XIII в. по XV в. проходит в борьбе вокруг унии между католиками и православными. Нарастаю­щий натиск турок-мусульман вынудил Палеологов обратиться за военной помощью к Западу. В обмен на спасение Константинополя императоры обещали добиться подчинения православной церкви Папе римскому (унии). Первым такую попытку предпри­нял ещё Михаил Палеолог в 1274 г. Это вызвало взрыв возмущения православного населения. И когда перед самой гибелью города, в 1439 г., уния была всё же подписана во Флоренции, её единодуш­но отвергли жители Константинополя. Причины этого были, конечно, в ненависти, которую греки испытывали к «латинянам» после погрома 1204 г. и полувекового господства католиков на Босфоре. Кроме того, Запад так и не смог (или не захотел) оказать Константинополю и империи эффективную военную помощь. Два крестовых похода 1396 г. и 1440 г. кончились разгромом европейских армий. Но не менее важно было и то, что уния для греков означала отказ от миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Это отрече­ние перечеркнуло бы многовековую историю им­перии. Именно поэтому монахи Афона, а вслед за ними и подавляющее большинство византийцев, от­вергли унию и начали готовиться к обороне обре­чённого Константинополя. В 1453 г. огромная ту­рецкая армия осадила и взяла штурмом «Новый Рим». «Держава ромеев» перестала существовать.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz