Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Экономический подъём тесно связан с возрожде­нием культуры. В 842 г. восстанавливается дея­тельность Константинопольского университета, в котором выдающуюся роль играет крупнейший учёный Византии Лев Математик. Он составил ме­дицинскую энциклопедию и писал стихи. Его биб­лиотека включала в себя книги отцов церкви и ан­тичных философов и учёных: Платона и Прокла, Архимеда и Евклида. С именем Льва Математика связано несколько изобретений: применение букв как арифметических символов (т. е. начало алгеб­ры), изобретение световой сигнализации, связы­вающей Константинополь с границей, создание движущихся статуй во дворце. Поющие птицы, ры­чащие львы (фигуры приводились в движение во­дой) изумляли иностранных послов. Университет располагался в зале дворца, называвшегося Магнавра, и получил название Магнаврского. Препода­вались грамматика, риторика, философия, арифме­тика, астрономия, музыка.

Одновременно с университетом в Константино­поле создаётся богословская патриаршая школа. По всей стране возрождается система просвещения.

В конце XI в., при патриархе Фотии, исключи­тельно образованном человеке, собравшем лучшую библиотеку своего времени (сотни наименований книг выдающихся умов древности), разворачивает­ся широкая миссионерская деятельность по хри­стианизации варваров. Подготовленные в Констан­тинополе священники и проповедники отправляют­ся к язычникам — болгарам и сербам. Огромное значение получает миссия Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество, в ходе которой они создают славянскую письменность и переводят на славянский язык Библию и церковную литературу. Тем самым закладываются основы духовного и по­литического подъёма в славянском мире. Тогда же принимает христианство и киевский князь Аскольд. Ещё через столетие, в 988 г., киевский князь Владимир крестится в Херсонесе, принимает имя Василий («царственный») и берёт в жёны сестру византийского императора Василия Анну. Замена язычества христианством в Киевской Руси повлия­ла на развитие архитектуры, живописи, литерату­ры, способствовала обогащению славянской куль­туры.

Именно в период царствования Василия II (976—1026 гг.) держава ромеев достигает апогея своего внешнеполитического могущества. Умный и энергичный император был суровым и жестоким правителем. Расправившись с помощью киевской дружины со своими внутриполитическими врага­ми, василевс начал тяжёлую войну с Болгарией, которая длилась с перерывами 28 лет, и, наконец, нанёс решающее поражение своему врагу болгар­скому царю Самуилу.

Одновременно Василий вёл постоянные войны

398

 

 

 

на Востоке и к концу своего царствования вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, ус­тановил контроль над Грузией и Арменией. Когда во время подготовки похода в Италию в 1025 г. император скончался, Византия была самым силь­ным государством Европы. Однако именно его цар­ствование продемонстрировало болезнь, которая бу­дет ещё столетия подтачивать её мощь. С точки зре­ния Константинополя, приобщение варваров к пра­вославной религии и греческой культуре автомати­чески означало их подчинение василевсу ромеев — главному хранителю этого духовного достояния. Греческие священники и учителя, иконописцы и архитекторы способствовали духовному пробужде­нию болгар, сербов. Попытка василевсов сохранить вселенский характер своей власти, опираясь на мощь централизованного государства, противоре­чила объективному ходу процесса христианизации варваров и лишь истощала силы империи.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр